Автомобиль за тысячу евро…

Корреспондент «ВЗ» опробовал схемы ввоза в Украину подержанных иномарок

Автомобіль за... тисячу євро

В течение последних лет на улицах городов и сел Закарпатья все чаще встречаются автомобили со словацкими, чешскими, польскими или венгерскими номерами. Жители области используют близость границ с четырьмя странами ЕС и пересаживаются из печального украинского автопрома на применяемые, но гораздо более комфортные и более функциональные автомобили. Улучшить свое средство передвижения решил и наш корреспондент, заодно проведя своеобразное расследование разнообразных схем ввоза иностранных автомобилей в Украину и изучив проблемы, которые возникают у их владельцев.

Решил променять украинскую «Славуту» на какую-то европейскую иномарку. Захожу на словацкие сайты. Рассматриваю здесь машины, и аж «слюна течет»: немножко «стукнуті» элегантные «Фольксвагены», БМВ или «Ауди» можно купить за каких-то 1000 евро! У нас цена такого авто в 7-10 раз выше. Автомобили на ходу в хорошем состоянии, 1998-2004 гг., можно купить за 1300-1600 евро. Но придется добавить 400-450 евро за оформление авто или так называемую легализацию на территории Украины.

“Мы отслеживаем такие транспортные средства, — пытается отговорить меня от покупки подержанного автомобиля за рубежом пресс-секретарь Чопской таможни Виктория Сенгетовская. — По закону, авто с иностранными номерами, за рулем которого гражданин Украины, не может находиться на территории нашей страны более чем пять суток. Если автомобиль въезжает в Украину через территорию действия одной таможни, а выезжает через другой пункт пропуска, то может находиться на территории Украины не более 10 суток. За рулем должен быть тот гражданин, который ввез автотранспорт. Он не имеет права им распоряжаться (продать, оформить доверенность, поставить на учет). Наши граждане об этом знают, и через каждые пять суток пересекают границу. Обычно это работники или те, кто ведет бизнес за границей”.

Автомобиль на год

Не прислушавшись к советам работницы таможни, отправляюсь на поиски «клиента», который бы организовал мне покупку автомобиля в Словакии. За несколько недель нахожу такого. Первое, что спросил «клиент»: имею шенгенскую визу или какое-то разрешение на малое пограничное движение. Отвечаю, что да, с визой проблем нет.

От “клиента” узнаю схему, которая позволяет беспрепятственно пользоваться ввезенной иномаркой в течение года. Речь идет о пользование нерастаможенным автомобилем на территории Украины, который был зарегистрирован в Словакии на резидента этой страны. Он выступает в роли «дєржитєля» машины, а вы вписаны в техпаспорте. Однако здесь есть условия: авто провозит через границу на территорию Украины словак, вы на нем не можете пересекать границу с ЕС. Однако в Украине можно ездить 365 дней! После года нужно искать своего «дєржитєля» и просить его еще раз вывезти и завезти вам авто.

Схема на удивление хорошая, но мой «клиент» не рассказывает, что в течение последних трех месяцев таможенная стража в рамках рейдов с местными гаишниками оштрафовала в Ужгороде не один десяток владельцев таких авто. Штрафы немалые — около 8000 гривен (!) — за нарушение таможенных правил.

В то же время на форуме специализированного сайта «Авто-рубеж» доказывают, что таможенники никакого отношения к государственной регистрации временно ввезенных транспортных средств не имеют! И, соответственно, взимать какие-то штрафы или препятствовать пересечению границы в связи с этим не могут. В доказательство этого автор приводит текст письма-разъяснения самой таможни от 15.09.11, где говорится: «Таможенным кодексом Украины не предусмотрена ответственность за нерегистрацию в органах ГАИ транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Украины в режиме временного ввоза, находящихся на таможенной территории Украины более двух месяцев».

Выгоды двойного гражданства

По описанной схеме «клиенты» ввозят авто, даже не беспокоя его будущего владельца поездками за границу. Главное — деньги плати и меньше знай. Например, о том, что договор купли-продажи авто в Словакии — бесплатный. Кое-кто обманывает наших, то стоит 30-50 евро.

Есть еще одна схема ввоза авто. Я могу завезти авто, зарегистрированное на какую-то словацкую фирму. Так же можно сделать, если устроиться там на работу и принести справку, что ты действительно является работником определенной словацкой фирмы и поэтому ездишь на автомобиле со словацкими номерами.

На Закарпатье эту схему используют для бизнеса. Наши ребята едут в Словакию, регистрируют там на себя фирму, “заливают” на ее счет определенное количество денег и вроде начинают работать. За неделю-два покупают на эту фирму грузовые автомобили или мікробуси, которые в Украине используются для предпринимательской деятельности. Купив авто, забирают все деньги со счетов фирмы и ничегошеньки с ней не делают.

Еще один способ ввоза иностранного авто — через двойное гражданство. На Закарпатье речь о паспорта заграничного венгра, которых здесь через Генеральное консульство Венгерской Республики в Ужгороде выдали около 120 тысяч. С этим документом можно спокойно покупать авто в Венгрии и ездить на нем в Украине сколько заблагорассудится. Вот только “нестыковка” получается с нашей Конституцией, в которой черным по белому написано, что в Украине есть единое украинское гражданство. Правда, за двойное гражданство не предусмотрено никакого наказания.

По автомобиль — в Словакию

Выслушав своего «клиента», решаю не доверять ему такое тонкое дело, поскольку он за свои услуги накрутил около 200 евро на не очень понятные мне нужды. В целом услуги «клиентов» — около 300 евро. Из них 150 — самому клиенту и 150 «дєржитєлю», которого он нашел и за которого поручается.

Еду в Словакию. Посетил небольшой авторынок в маленьком городке Велкі Капушаны, что за 9-10 километров от пешеходного перехода в ЕС через украинские Малые Селменцы на Ужгородщине. Перейдя пешком в Европейский Союз, сажусь в Велких Селменцях на автобус за 90 евроцентов и еду в Капушаны. При въезде в городок — авторынок «Кірай», что с венгерского означает король. На территории рынка замечаю дебелого словацкого рома, который здесь хозяин.

“Вот эта «Октавия» 1998 года стоит 1950 евро, — показывает свой ассортимент ром. — «Фабия» 2002-го — 1500 евро, мини-вэнчик «Рено» 1999 года — 1700 евро. А «Мерседес» с 1995-го отдам за 1300 евро, правда, он на бензине и мотор 2,5-литровый…” Из новых автомобилей — «Рено-Талия» 2004 года за 1700 евро. Все остальное — слишком употребляемое и неухоженные, что скорее напоминает хлев на колесах, чем автомобили.

Вернувшись со словацкого вояжа, нахожу другого «клиента», определяюсь с автомобилем и во второй раз еду в Словакию.

Выезжаем через пункт пропуска «Ужгород-Вишне Немецкое» с самого утра. «Клиент» спрашивает, нет двадцати гривен, чтобы не стоять в очереди перед украинской таможней. В ускоренном режиме заезжаем через красный коридор и едем на словацкую сторону. Там фиксируют показатели пробега авто, спрашивают о количестве горючего в баке и впускают нас в ЕС. Кстати, несколько раз проезжая через этот пункт пропуска, заметил, что словацкие таможенники медленнее работают, чем наши. Поэтому перед их «воротами» несколько раз в сутки образуются страшные очереди. «Клиент» говорит, что так проявляют свою «любовь» к украинцам…

В Міхаловцях, что за 30 километров от Ужгорода, видзвонюємо владельца понравившегося авто. Встречаемся с ним возле городского отделения полиции, чтобы в случае договоренности сразу переписать авто. Словак оказался на удивление сговорчивым человеком. Его авто, несмотря на свой 13-летний возраст, в хорошем состоянии. «Клиент» помогает мне опустить цену на 200 евро. Все оформляем и едем в Украину, на “пересічку”.

Перед «пересічкою» знакомые начали рассказывать про 50 гривен за пересечение границы. Мол, надо дать и таможенникам, и пограничникам… Я обошелся без денег — и пропустили. Невооруженным глазом заметно, что на границе есть «свои» или «знакомые» начальника таможни или начальника пограничного отряда, быстрее преодолевают границу. Но основная масса «пересічників» добросовестно простаивает в очереди битый час, таким образом расплачиваясь за дешевое заграничное авто.