Дали щедрые чаевые и пообещали забрать в Польшу»

Журналист «ВЗ» поработала официантом в кафе.

Дали щедрі чайові і пообіцяли «забрати до Польщі»

Лето — “золотая” пора для студенческих подработок. А работа официантом в кафе — лучший вариант на каждый день иметь “живую копейку”. А если ты учишься на факультете журналистики – можно еще и написать об этом…

Первый рабочий день: неудержимое желание освободиться

Собеседование в одном из модных ресторанных заведений города проводил администратор Павел. После стандартных вопросов завязалась непринужденная беседа “о жизни”. Узнав о том, что получаю журналистское образование, администратор расчувствовался и рассказал про свою детскую мечту быть журналистом. Но, по его словам, «что-то пошло не так». Итак, меня взяли на стажировку. Оказалось, что, кроме меня, в этом заведении работают еще три студентки факультета журналистики!

Как стажер я собирала со столов грязную посуду, и время от времени, когда другие официанты “зашивались”, обслуживала посетителей. Первый рабочий день запомнился… желанию уволиться. Хотя коллеги-официанты и бармены были дружелюбны и помогали не попасть впросак, однако с поварами у меня сразу отношения не сложились. Было много людей, кухня не успевала, а тут еще я со своими вопросами, мол, когда они уже выдадут блюда. Они на мне сорвались, накричали. Проработав месяц, понимаю поваров: они работают по двенадцать часов в адской жаре. С поварами я давно помирилась, теперь у нас замечательные отношения.

Честный распределение и первый отзыв

Рабочий день официанта начинается с протирания столов и стульев, приложения салфеток, включения телевизоров. А еще — с ароматного кофе с рисуночком (латте-арт), любезно приготовленной для нас барменом. Работаем в две смены за три дня — с 10.00 до 22.00 или с 14.00 до 02.00 (такой график обычно в пятницу, субботу и воскресенье). За месяц работы я заработала около трех тысяч гривен, не считая чаевых.

Относительно чаевых. Общую кассу чаевых в конце рабочего дня делим между поварами, уборщицей, официантами и барменами. В среднем в день выходило 150 гривен. Больше “на чай” оставляют иностранцы или туристы. Однажды пришла группа с детьми, и им так понравился наш борщ, что они приходили каждый день, пока были во Львове. Сказали, что им вкуснее готовит только бабушка. И каждый раз оставляли щедрые чаевые. Львовяне не такие щедрые. Заходят, обычно, на пиво или на кофе, на чай оставляют гривну-две.

Однажды трое наших заробитчан, которые работают в Польше, заказали для каждого все наливки, которые есть в нашем заведении, и по мороженому. Мы разговорились, и они пообещали, что “дадут ли мне визу и заберут с собой”. Мол, толковая девушка. Написали мне лестный отзыв и дали “на чай” почти 30% от суммы в счете. Это был мой первый отзыв в “книге жалоб и предложений”. Вообще, гости редко просят книгу отзывов. А если просят, то преимущественно, чтобы похвалить заведение, блюда, или официанта лично. Но бывают и плохие отзывы. Один мужчина написал, что официант его «напрягала».

Клиент не всегда прав

Пришла однажды к нам нервозная женщина, которая громко говорила по телефону с подругой об измене своего мужа. Дождавшись окончания “душевного” разговора, я подошла и спросила, желает ли она что-нибудь заказать. Указала в меню именно то блюдо, которого тогда не было. Тогда заказала блины с мясом. Когда я принесла блюдо, женщина с недовольным лицом позвала меня снова. Я выслушала монолог о том, что блюдо холодная и невкусная, в ней слишком много лука, и вообще, наше заведение — «дно». Я предложила разогреть еду. Она согласилась и, хлопнув дверью, вышла курить. Вынес блюдо уже администратор, но он также услышал тот же самый монолог. Завершилось все тем, что скандальная женщина отказалась платить, и нам пришлось компенсировать стоимость ее заказа с чаевых.

К счастью, такие ситуации случаются не очень часто. Администратор штрафов не накладывает, относится к официантам с пониманием. Единственное, за что приходится платить, – битая посуда.

Каждый день – новые знакомства

Официанты и себе могут перекусить в нашем заведении. Нередко повара специально готовят “на штат” какое-нибудь блюдо из меню. Обед – любимое время персонала. Когда набегаешься за полдня и садишься кушать картошку-пюре или по-деревенски с отбивной или куриной подливой с салатом из свежих овощей – жизнь налаживается! А если в жару выпьешь стакан лимонада или фраппе – хочется работать с двойным вдохновением. В течение рабочего дня также можно забегать на кухню, чтобы перекусить и передохнуть. Главное – передать коллеге зал и отпроситься.

Работа официанта тяжелая: пробегав десять часов на ногах, чувствуешь, как они гудят. Некоторые посетители могут и до слез довести. Но есть и положительные моменты: каждый день новые знакомства. Ловлю себя на мысли, что это очень похоже на работу журналиста!

Фото Марьяна МАЛЬЦА