Если руководитель и подчиненный не сошлись характерами…

Как формировать трудовой коллектив?

Якщо керівник і підлеглий не зійшлися характерами...

Правильно подобрать персонал – одно из самых трудных и ответственных задач для каждого руководителя. Как определить, что работник будет давать совет с задачами и не будет конфликтовать с коллегами? Чтобы избежать ошибок, фирмы прибегают к психологических методик. Наиболее популярный метод – формирование коллектива с помощью соционики.

Психолог и соционик Алексей Пивоваренко говорит, что с советских времен в работниках больше всего ценили преданность. Для рыночной экономики это не главное: в наше время нужно быть профессионалом. Но даже с самым лучшим специалистом не удастся наладить сотрудничество, если он вам несимпатичен. Одну из важнейших ролей играет психологическая совместимость. Соционика делит людей на 16 типов, которые, в свою очередь, группируются на четыре квадры. В каждой из них – свои жизненные ценности. У людей из разных квадр отличаются взгляды на мир и подход к рабочему процессу. Каким бы не был старательным и квалифицированным работник, если руководителю неприятно слышать его точку зрения, сотрудничать не удастся. Несовместимые люди могут неосознанно оскорблять друг друга, вызвать возмущение и споры. Особенно это важно для эмоциональных руководителей, которые разделяют людей на “хороших” и “плохих”, “своих” и “чужих”.

Чтобы подобрать для себя совместимого работника, следует правильно провести собеседование. Главное, чтобы человек “сошлась характером” именно с тем, с кем ей придется иметь дело ежедневно. Чтобы определить совместимость, необходимо поговорить не только о работе, но и “по душам”. Попросите, чтобы он рассказал о себе. Расспросите о черты, которые считает своими недостатками, ошибки в жизни. Если кандидат на вакансию утверждает, что не имеет никаких “минусов” и всегда все делал правильно, будьте бдительны: он страдает от низкой самооценки и внутреннего конфликта.

Директор по развитию бизнеса Марта Пивоваренко много лет занимается подбором персонала для различных предприятий. Говорит, что нормальная командная работа возможна только между совместимыми коллегами. Вспоминает случай, когда владелец предприятия и основной менеджер были с точки зрения соционики конфліктерами: как следствие, не могли правильно донести информацию друг до друга.

“Важно, чтобы каждый занимался тем, к чему имеет талант от природы, в соответствии со своими задатками. В противном случае ничего хорошего не выйдет!” – говорит госпожа Марта. Например, интроверты, то есть люди, ориентированные на себя и не слишком коммуникабельны, более усидчивы. Им лучше заниматься офисной работой или даже работать дома. В отличие от них, экстравертам (жить не могут без общения) лучше давать задание вне офиса: любят бегать по городу, посещать общественные места, знакомиться с людьми.

Люди, склонные к логическому мышлению, хорошо работают с цифрами, фактами, бумагами. Этики (эмоциональные личности) приветливо встречают клиентов, угощают кофе и чаем, развлекают их интересными разговорами. Физическую работу нужно доверять сенсорикам (практикам и реалистам, которые живут здесь и сейчас), а інтуїтам (людям, которые хорошо ориентируются в потенциальных возможностях, умеют предвидеть события) – творческую. Ни в коем случае нельзя делать наоборот, а то дело потерпит крах. Марта вспоминает случай, когда директор фирмы поручил інтуїту установить вывеску. Как следствие, мужчина упал с высоты. Уничтожили с бигборд, который стоил 19 тыс. грн., а работник три месяца просидел на больничном.

Чтобы наладить долговременный и трудоемкий процесс, желательно, чтобы коллектив состоял из представителей одной квадры: они друг друга будут стимулировать, дополнять, правильно распределять обязанности.

Партнерам по бизнесу больше всего подойдут отношения полного дополнения, которые в соционике считают самыми оптимальными, или дуальными. Дела у них будут процветать, но во время кризиса дуалы не смогут дать совет. Идеальные отношения способны расслаблять, поэтому, например, в такой известной компании, как “Procter&Gamble” (ее учредители – дуалы), в трудные периоды нанимают кризисных менеджеров, которые управляют процессами.