«Это раньше таксисты деньги «весили», теперь – считают…»

«Липовые» лицензии, нелегалы за рулем – так сейчас выглядит рынок таксоперевозок

«Це раніше таксисти гроші «важили», тепер – рахують…»

22 марта отмечают День таксиста. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. С детства помню зеленые и красные огоньки, которые светились в правом верхнем углу лобового стекла. С того времени в работе таксистов произошло немало изменений. Профессия стала опасной – нападения на водителей, к сожалению, нередки… Как сейчас живется таксистам, об их трудовых буднях, заработки и перспективы узнавала корреспондент «ВЗ».

Утром на проспекте Свободы во Львове возле всех отелей можно увидеть машину с шашечками. Подхожу к таксисту-частнику и спрашиваю, где можно сделать необходимые документы, чтобы работать таксистом. Отправляет меня на пр. Черновола, 47, мол, там можно изготовить лицензию, которая и будет давать право таксовать. «А вы имеете такой документ?». «Нет, я только подал документы», – отвечает. «На сколько времени его выдают?». «На два или три года, не помню, главное, деньги иметь – 600 грн.». По словам водителя, который в этом вопросе «плавает», как студент на экзамене, ждать лицензию надо месяц.

Возле гостиницы «Жорж» – две машины такси. «Вы водитель?». «Так. Куда ехать?». «Подскажите, где можно сделать бумаги, чтобы таксовать», – обращаюсь к дяде с «цепурою» на руке. «Я вам дам телефон Марии, у нее все расспросите». Прошу его показать мне ту лицензию, о которой так много говорят. «А зачем вам?». «Просто, чтобы знать», – делаю наивные глаза. Бежит до бардачка, вытягивает ламинированный документ зеленого цвета. Маячит передо мной и быстро прячет. Успеваю лишь прочитать «лицензионная карточка».

Таксисты на пр. Шевченко, «пришвартовались» на асфальте, «отфутболили» меня на Окружную, 57. «Это вы будете работать на такси?» – спрашивает меня с улыбкой старший господин. «Нет, брат». «А, что же он сам не придет, все не спросит?». «А он не очень пробивной», – говорю. «А как же он ездить будет?!» – спрашивает с сочувствием. Как только разговор доходит до документов, ему уже явно не до разговоров. «Вот тот господин имеет», – «переводит стрелки» на коллегу. Водитель вытаскивает из паспорта сложенную вдвое лицензионную карточку. Рассказывает, что выдают такой документ на пять лет, обошелся ему в три тысячи грн. Сейчас, говорят, еще дороже.

На «козырной» стоянке возле Галицкого рынка – машин пять. Заглядываю в салон одной машины, где сидят двое водителей. Называюсь, прошу рассказать о работе таксистов. «Имеете много клиентов?». «Три-четыре пассажира на день», – вздыхают. При таких обстоятельствах можно разве что на хлеб и пачку сигарет заработать. «Люди не имеют денег», – констатируют. «А вы имеете счетчик?» – обращаюсь к владельцу авто. «Нет», – отвечает. Мужчина, который сидит рядом, приглашает меня к своей машине, мол, у него и документы есть, и счетчик…

Советские «Жигули» – в хорошем состоянии. В салоне – ни пылинки! На сидении – новая обивка. Счетчик спрятан между передними сиденьями. Пан Зеник – пенсионер. Показывает мне ксерокопию свидетельства частного предпринимателя. Ежемесячно платит в налоговую инспекцию 230 грн., паспорт на стоянку (это еще гривен 60 в городской совет), страховку (в соответствии с этим документом, застрахован именно пассажир), лицензию, в которой написано: «Разрешенный вид работ: перевозка пассажиров на такси» и лицензионную карточку, которая выдается на… автомобиль. «Получил лицензию в 2011 году, – говорит водитель. – Обошлась мне около тысячи грн.». Срок действия этой лицензии «неограниченный»…

Расспрашиваю о его трудовых буднях, тарифы. «По счетчику никто не ездит, – говорит мужчина. – Видите, какая погода, на дорогах – пробки. Договариваемся с клиентом. Я беру 4 грн. за километр. Поездка на Левандовку от Галицкого рынка обойдется в 40 грн., на Сихов – 45 грн. Не скажу, что зарабатываю бешеные деньги, но конфеты внуку могу купить. Это раньше говорили, что таксисты деньги «весят», теперь мы их считаем». Немало средств водители, конечно, тратят на бензин, содержание автомобиля.

«Таксирую восемь лет, – продолжает таксист. – Ситуация нестабильная, не знаешь, что тебя завтра ждет. Сегодня надо лицензию, завтра – не надо… Полный беспорядок. Путевые листы то надо, то не надо». Спрашиваю водителя, как клиенты реагируют на его раритетные «Жигули». «Нормально, – улыбается. – Было время, когда бросались только на иномарки, а на самом деле человеку надо, чтобы ее довезли на место быстро, недорого, и чтобы на голову не капало».

Говорю таксисту, что некоторые водители обманывают клиентов, возят их «тиндиками», чтобы те больше заплатили. «Я в этом не заинтересован. Стараюсь завезти человека поскорее, миновать «тянучку». Если буду возить пассажира долго и скучно, знаете сколько бензина сожгу”.

Познакомилась с председателем Львовской городской общественной организации «Автомобилист Украины» Александром Савичем. «Есть закон Украины об автомобильном транспорте от 2006 года, ст. 19 «Классификация транспортных средств». Согласно этому документу, 99% перевозчиков, которые работают как такси, – вне закона. Потому что не используют специализированного транспорта. (Во Львове, например, еще сохранился таксомоторный парк на вул. Федьковича. В техпаспорте водителей записано, что автомобиль у них – специализированный, но машин такси там осталось немного. – Авт.). Любой автомобиль не может работать в режиме такси, это обычный легковой автотранспорт. За самовольное переоборудование автомобиля на такси, согласно закону, водитель должен налагаться штраф».

Господин Александр говорит, этот закон «протащили» в 2006 году олигархи. Ибо только они имеют возможность (то есть деньги) заказать на предприятии специализированные машины такси (по закону их количество должно составлять не менее чем сто машин). Права всех других таксистов – ограничены. В свое время говорили, чтобы урегулировать деятельность таксистов, очень нужен закон о такси, ибо 80% этого бизнеса в тени. И воз и ныне там…

«Почему компании, которые занимаются таксоперевозками, не заинтересованы создать специализированный автопарк?». «А зачем им это? Они получают чистый доход с каждого заказа, ни за что не отвечают… Такие фирмы в народе называют «Рога и копыта». Такие же фирмы занимаются и грузовыми перевозками. Сидит диспетчер в какой-то квартире и дирижирует по телефону, кому груз завести».

Господин Александр работает не как таксист, а как частный предприниматель, по упрощенной системе налогообложения, который предоставляет услуги по перевозке пассажиров. Говорит, это законно. На лобовом стекле в его машине логотип общественной информации, есть информация, кто он и чем занимается. Стоимость проезда у него несколько выше, чем у «радийщиков», – 5 грн. за километр. Когда его останавливают гаишники с требованием показать лицензию, приходится от них «отбиваться».

«Лицензионная карточка – это как раз та афера, которая происходит по всей Украине. Это – «филькина грамота», на которой кто-то зарабатывает. Ее якобы выдают на три года, берут за это деньги. А Киев закрывает на это глаза… Лицензионная карточка должна соответствовать нормам такси. Если машина – такси, тогда подлежит лицензированию. Если машина – не такси, лицензированию не подлежит», – добавляет предприниматель.

Знакомый таксист рассказал, что все радиофирмы, которые в Львове занимаются таксоперевозками, считаются такими, что предоставляют… информационные услуги. И действительно, за каждый заказ берут с водителей процент (в основном это 10%). Можно ли проследить количество заказов? Вряд ли… Владельцы таких фирм между собой разбираются. Даже организуют рейды совместно с гаишниками, чтобы те ловили и штрафовали таксистов, которые не числятся ни на одной из этих фирм. «За спасибо» работники ГАИ это не делают. Свою роль играют и лицензионные карточки. Если человек имеет эту «филькину грамоту» (или бумажку с нужной фирмы, ее документы изготавливаются), «стражи порядка» ее отпускают…

А тем временем…

Я позвонила Марии, которая, по словам одного из водителей, все знает о работе таксистов. «Вы должны иметь паспорт, права, техпаспорт, медсправку, две страховки, счетчик обязательно (стоимость счетчика: от 895 до 1698 грн. – Авт.)», – сказала в телефонном разговоре женщина. «А как оформить лицензионную карточку?». «Надо прийти на фирму, вул. Воздушная, 28». «Сколько это стоит?». «… Если вы никогда не таксовали и не имеете никаких документов… Надо сделать временный талон в МРЭО, оформить доверенность у нотариуса… Лицензионная карточка вам обойдется до тысячи грн.». «На какой срок вы выдаете этот документ?». «До 2014 года, но лицензионная карточка и остальные документы следующего года будут автоматически обновляться»… «Если я получу эту карточку, гаишники меня не будут штрафовать?». «Нет, это документ, который дает право перевозить пассажиров».