Гастрольное танго в Львове


Всегда есть определенная логика в том, что некоторые писатели презентуют свои новые книги вместе. Андрей Курков и Юрий Винничук встретились с читателями своих романов «Львовская гастроль Джими Хендрикса» и «Танго смерти» (это произошло в дворике львовской Ратуши) именно в тандеме.

Гастрольне танго у Львові

Одна из причин этого такова: писатели «вставили» друг друга до своих романов (оба изданы в «Фолио»), следовательно в одном романе есть эпизодический герой по имени Юрий Винничук, а во втором – Андрей Курков. Еще одно общее — события в романах разворачиваются во Львове, а это город настолько разное, что может представать в текстах в сотнях вариантов.

Андрею Куркову для того, чтобы описать львовские реалии, пришлось ежемесячно в течение года приезжать во Львов. Он изрядно поездил-походил по городу — был в Винниках, на Сыхове, даже на свалке в Грибовичах. Теперь во Львове свои любимые уголки, кафе и вспоминает каждый раз о улицу Старознесенську и заведение со странным названием «Институт пассивного строительства». Все места, в которых происходят события романа, автор описывает максимально точно. Зато Юрий Винничук говорит, что для того, чтобы рассказать о определенную местность, автору не обязательно там побывать и увидеть все на собственные глаза. Удивил признанием, что на Кортумовой горе он до сих пор не был, видел только фото, выложенные в сети, хотя я, как читатель, поверила, что автор там был, и не раз, потому убедительно описал современную местность, где в годы войны был Яновский лагерь… Юрий Винничук преимущественно работал не с людьми, а с архивами и підшивками старых львовских газет. Тексты обоих романов сильно отличаются от авторских замыслов, но так обычно и случается: автор начинает писать один роман, а выходит другой.

Хорошо пришлось поработать, подписывая книжки после встречи, не только писателям, но и легендарной личности Львова Алику Олісевичу, который является одновременно и одним из главных героев «Львовской гастроли…». Он – один из создателей движения хиппи в Западной Украине, до сих пор верен идеалам молодости. Даже одежда, аксессуары, длина волос – такие же, как в хіпарів 60-тых годов. Алик рассказал, что вскоре авторы альманаха “Хиппи во Львове”, среди которых есть и он сам, будут презентовать уже вторую книгу о хиппи.

У двух авторов, разумеется, много различий – и в творческой манере, и в писательской кухни. Курков пишет преимущественно в дороге, иногда в самолете ставит личные рекорды работоспособности. Винничук нигде, кроме как в своей хате в Винниках, писать не может. Один из его героев – профессор — очень похож на автора книги, и автор этого сходства не отрицает: отдал, мол, герою некоторые свои привычки.

Но есть в этих разных романах и общее. Оба обозначенные заметной дозой фантасмагоричності, в обоих присутствуют признаки магического реализма. Не обошлось и без мистики: и в одном, и во втором романе есть Карпатское море, на котором якобы стоит древний Львов. Этот «герой» вынырнул в текстах без всяких договоренностей, случайно, писатели об этом даже не прохопились в предыдущих своих разговорах. Киевлянин Курков заверил, что Львов на него и далее производит впечатление средиземноморского города. И показал присутствующим картинку в приоткрытой ворот: мимо дворик Ратуши, под яркими лучами октябрьского солнца, неспешно прогуливались люди. «Такое впечатление, — сказал Андрей Курков, — что все они двигаются к морю. Что где-то вон там, в той стороне площади Рынок, можно увидеть краешек моря и выйти на набережную…». Львовяне посмотрели туда, куда показывал писатель, и что-то такое действительно почувствовали в освещении, в воздухе — будто морским бризом повеяло…