Гей на высокой полонине…

Гостей фестиваля «Полонинское лето» на Прикарпатье встречали троистые музыки, частушки и… рюмочка.

Гей на високій полонині...

К Верховинщины съезжаются гости. В палатках и на столиках женщины и мужчины размещают корзины с грибами и черникой, банки с медом, наливками, домашними винами, настойками и самогоном, изделия из дерева, глины, национальная одежда и обувь, аксессуары и разные забавные мелочи. Однако здесь больше молочной продукции, ведь начинается традиционный фестиваль “Полонинское лето”, на котором чествуют тех, кто на целое лето поднимается высоко в горы, чтобы на лугах выпасать скот.

Уже привычно фестиваль “Полонинское лето” проводят в урочище Запидок, в селе Верхний Ясенив Верховинского района. Гостям и участникам праздника приходится подниматься на гору.

Возле самого подъема гостей встречают музыканты. Но стоит на минутку загаятися и послушать, как поют коломыйки местные женщины, а уже хозяева подносят рюмку и закуску, упрашивают искренне к дому. А там дальше музыканты снова, и снова… Кое-кто просто поет и пританцовывает, кто-то предлагает стать участником лотереи, выигрышем которой будет выступление музыкантов на свадьбе.

На полонине установлена сцена, на ней целый день будут выступать фольклорные коллективы района и области. Начинают праздник традиционные трембиты. А после короткой молитвы, благословения священников и поздравлений чиновников музыки снова начинают наигрывать зажигательные гуцульские мотивы.

– Аркана! – кричит один из мужчин, и гуцулы становятся в круг.

Аркан — не просто танец, а настоящий ритуал. Вот танцорам передают зажженный факел, с ним гуцул подходит к символической костра и зажигает костер. Уже через несколько секунд стоять рядом с ней невозможно – огромные языки пламени вздымаются до самого неба. Но вот огонь уменьшается и с новыми силами примутся возле своих инструментов музыки. И вокруг костра в ритуальном танце образуют круг женщины и мужчины.

“Люди выходили на горную и разжигали первый раз костер на Юрия, 6 мая. Когда разжечь костер было непросто, ведь огонь добывали кресалами. Но полонинська ватра должна гореть непрерывно вплоть до второй Богородицы. Поэтому к ней постоянно подкладывали дрова”, – рассказывает журналистам директор Дома культуры села Быстрец Иван Потяка, который и зажег торжественную полонинську костер во время фестиваля.

Гей на високій полонині...

К разговору присоединяется председатель Всеукраинского общества “Гуцульщина” Дмитрий Стефлюк. Он рассказывает историю фестиваля “Полонинское лето”:

“Этот праздник основан еще в 1967 году. Сначала оно проходило как “Проводы на полонину”, во второй половине мая, это совпадало с фактическим выходом на пастбища всех полонинских літувальників. В это время провожали в горы отару овец, скот, людей – шайки, овцеводов, бовгарів и других полонинникив.

Полонинники – общий термин. Каждый, кто выполнял на полонине ту или иную работу, имел свое название.

А роль часового механизма на полонине играла трембита. Часть овец и коров доится трижды в день, когда наступал обед, трембетарь выходил, трембітав, пастухи и бовгарі (пастухи, которые на долине пасли стадо крупного рогатого скота. – Авт.) знали, что надо идти на обед и выполнять определенную работу”.

На сегодня формат проведения проводов на полонину изменился, начиная с 2006 года праздник превратился в фестиваль “Полонинское лето”. Літувальники уже месяц находятся в долинах, они уже изготовили определенную часть продукции и презентуют ее на этом празднике.

По периметру долины установлены маленькие деревянные домики, каждый из них представляет какое-то село района. Возле каждого домика, кроме привычных здесь полотенец, кожухов и кептарів, накрыты столы. Гости то подпевают музыкантам, то вдруг оказываются в стремительном круге, которое завелось танцевать коломыйку.

Для молодежи свои развлечения – посреди поляны убит гладкий столб, на верхушке прикреплены подарки, и ребята стараются вылезти скользящем по поверхности на самую верхушку столба.

Здесь много лошадей, и все желающие могут проехать несколько кругов на лошади. Кто-то из приезжих выпрашивает на минутку трембиту и, не удержавшись под его тяжестью, теряет равновесие.

“Пастбища зарастают, потому что нет скота. Видите поля, – показывает Иван Потяка на гору напротив, – вот все были сенокосы, а теперь все зарастает лесом. Некому пасти… Если не пользуешься землей, природа сразу засевает ее лесом. Но лес – это тоже культурная сфера, он должен зарастать нужной древесиной”.

Жители Верховинского района говорят, что количество людей, которые идут на пастбище, сократилась, резко упало количество отар.

Однако остается фестиваль “Полонинское лето”, который является знаком уважения, чествованием тех людей, которые в сложных условиях проводили лето в долинах, пасли стада и производили продукцию, ведь это был один из способов выживания гуцула.

Фото автора. Верховинский район, Ивано-Франковская обл.