Гильзы – вместо красок, а мастерская – склад боеприпасов


Киевская художница рисует антивоенные картины відстріляними гильзами.

Гільзи – замість фарб, а майстерня – як склад боєприпасів

Украинскую художницу Дарью Марченко знают во всем мире. Ее картина «Лицо войны», на которой изображен президента РФ Владимира Путина с помощью 5000 гильз, объездила едва ли не все самые известные выставки мира.

Сегодня мастерская художницы похожа на склад боеприпасов, которые являются ее основным материалом для творчества.

— С чего все началось?

— Первые гильзы принес мой парень с Майдана. По образованию я художник-график, поэтому быстро нашла им применение. Из них я решила сделать свою первую картину – знак светофорного регулирования, на ее создание ушло два дня и 15 гильз. Это дорожный знак, на нем человечки: красный, зеленый, желтый. На нижнем, красном фоне человечек с оружием стоит смирно, выше на желтом человек швыряет «коктейль Молотова», то есть это переходное состояние, свобода или несвобода, а выше человечек спокойно идет, он свободен. Эта работа сейчас — в музее Берлинской стены «Чекпойнт Чарли».

— Почему именно такой материал выбрали для работы? Где берете его?

Гільзи – замість фарб, а майстерня – як склад боєприпасів

— Каждый элемент, из которого состоят мои картины, мог забрать или спасти жизнь солдата, так или иначе быть его судьбой. Я не знаю, какая из гильз что принесла, и знаю, что некоторые гильзы забрали жизнь. Я специально не выделяю их, стараюсь не знать, в какой из работ они присутствуют. Гильзы и осколки снарядов мне из Славянска и Марьинки привозит соавтор картин и инсталляций, художник и участник АТО Даниэль Грин. Но не без помощи людей. Когда Даниэль предупреждал о том, что будет ехать машина и нужно взять несколько ящиков, люди помогали все это собирать.

— Вы занимаетесь совсем не девичьей делом. Как к этому относятся родные и друзья?

— Если откровенно, то они очень за меня волнуются, ведь моя деятельность давно перешагнула грань просто творчества, это уже определенный политический месседж. На мою жизнь было несколько покушений, время от времени получаю угрозы.

— Сколько часов в день проводите в мастерской?

— Учитывая дедлайны и работу в постоянном цейтноте, то чуть ли не ночую там (смеется).

— До ваших картин, наверное, уже приценились мировые коллекционеры. За сколько готовы продать одну из ваших работ?

— Я работаю в жанре исторического символизма. Не могу сказать, сколько эти работы стоят, потому пока не готова их продавать. Они еще должны выполнить свою миссию – привлечь внимание мира к войне в Украине, достучаться до сознания людей, которые идут на войну, и к совести тех, кто ее делает. Но уверена, что позже они будут стоить очень дорого.

— Ваши картины путешествуют по миру. А не предлагали ли вам выставить их в украинских галереях?

— Сейчас меня не интересует сотрудничество с нашими галереями и музеями. Объясню, почему: мы, украинцы, и так знаем, какой ужас у нас в стране, что у нас под боком война. Поэтому показывать нам это нет смысла. Своими работами я пытаюсь докричаться до мирового сообщества, чтобы они это тоже увидели.

— В вашей серии есть портрет Путина «Лицо войны»…

Гільзи – замість фарб, а майстерня – як склад боєприпасів

— Картина была создана в ответ на события 2014 года в Украине, когда Россия проявила агрессию и напала на восточную часть страны, тем самым создав самый крупный военный конфликт в Европе со времен Второй мировой войны и поставив под угрозу мировую безопасность. Портрет создан из пяти тысяч гильз, взятых из разных частей фронта на Донбассе. Уникальная в своем роде и единственная в мире мозаика-инсталляция, на которой изображено лицо циничного политика тирана. Это первый в истории произведение в такой технике. Огромный Путин меняет эмоции под разным углом света. Он меняется: от дьявола до перепуганного человека, который боится возмездия, иногда в этих глазах сочувствие, иногда в них страх, иногда гордыня, иногда мощь, очень по-разному. Моя работа объездила чуть ли не все самые известные выставки мира и о ней написали почти все авторитетные зарубежные СМИ. Вот миссия моих картин, а не пылиться в частных коллекциях.

— Кроме лица, вы показали «Сердце войны». А кто изображен на этой картине?

— Это тот, кто в погоне за наживой, за расширением территорий и сфер влияния теряет голову. В этой погоне он не замечает, как его руки превращаются в нефтяные вышки. Он не замечает, как его сердце перестает качать кровь и начинает качать нефть.

— Неужели вы полностью посвятили себя антивоенным картинам?

— Почти полностью, но имею надежду, что в ближайшее время найду хотя бы немного свободного времени и вернусь к своим хобби. Я обожаю театр, когда даже несколько своих спектаклей показала на сцене театра «Черный квадрат». Еще одной моей страстью являются путешествия, раньше проводила в дороге около трех месяцев на год, сегодня, к сожалению, такой возможности почти нет.