Вредные советы, или Как убеждать коллег поработать вместо себя и правильно сваливать вину на других
Ситуация, когда одни работают, а другие получают премии и признание, знакомая в каждом коллективе. Вы тоже ловите себя на том, что выполняете работу и за себя, и за коллег, а потом получаете по шее от руководства, что не успеваете? Тогда вы типичная жертва офисных манипуляций. Если не хотите, чтобы на вас вечно ездили, во-первых, научитесь распознавать манипуляторов, а во-вторых… начните манипулировать сами.
«Человеком можно манипулировать, когда знаешь ее потребности и ее приоритеты. Скажем, вам надо уйти быстрее с работы. Если для вашего коллеги на первом месте семейные ценности, то можно сказать, что у вас что-то случилось в семье. Но если он человек прагматичный и для него на первом месте работа, “семейные” аргументы не подействуют. Тогда лучше сказать, что должен решить какие-то рабочие вопросы вне офиса, – говорит психолог Юрий Дячук. – Как правило, манипуляторы делятся на три типа. Первый – это люди, у которых умение общаться и убеждать от природы. Часто это те, кому с детства приходилось кого-то убеждать. Второй тип — это люди, которые сознательно манипулируют в своих интересах. Третий — те, кто хочет управлять людьми. Как правило, они интересуются психологией, изучают специальные техники, даже посещают платные семинары».
К манипуляциям в офисах прибегают по двум причинам. Одни таким образом пытаются продвинуться по службе — тогда главным объектом для манипуляций является руководитель, а не коллеги. Другие манипулируют преимущественно коллегами по одной простой причине — чтобы меньше работать.
Хвалить-не перехвалить
Перед тем как начинать нагло манипулировать коллегами, надо сначала разобраться, что это за люди. Ходите с ними на кофе или перекур, общайтесь на житейские темы. Так поймете, у кого какая система ценностей и кто на что “ведется”. Научитесь делать комплименты. Хвалите одежду тех, кто интересуется модой, фигуру тех, кто ходит в спортзал, ум тех, кто много читает и любит сеять цитатами. Можете угощать бутербродами-пирожными или кофе. Когда человек ест из чьих-то рук, ее система защиты автоматически ослабляется. При этом можно подчеркнуть: “Возьми бутербродик, ты же еще, наверное, не обедал”. И как этот человек потом сможет вам отказать, когда вы попросите ее помочь?
Никто, кроме тебя
В каждом коллективе есть работник, ответственный за других, который может справиться с любой работой. Это идеальный объект для манипуляций, поскольку такие люди, как правило, любят чувствовать свою значимость и незаменимость. После фраз “никто, кроме тебя, с этим не справится”, “только на тебя можно положиться” на него можно свалить любую работу. Можно пойти и другим путем. Если у этого умника есть конкурент, можно сказать, что “Иван считает, что ты не сможешь это сделать”. Тогда он изо всех сил будет доказывать, что сможет.
Бедная овечка
Одна из типичных тактик манипуляторов — вызвать к себе жалость. Если ну совсем-совсем не хочется работать — сделайте вид, что вам плохо, что у вас проблемы дома (можно сымитировать разговор по телефону). Но при этом не просите отпустить вас домой или помочь с работой — какая-то добрая душа не выдержит и сама предложит помощь.
Если среди ваших коллег есть человек, который постоянно плачется — осторожно, вами пытаются манипулировать. Вы и не заметите, начнете прикрывать ее перед начальством, помогать “разгребать” ее кучу работы (хотя задач у нее не больше, чем в других), позволять уйти быстрее домой и… кормить обедами и поить кофе за собственный счет.
«Что с него возьмешь»
Еще один способ выполнять как можно меньше работы — «включить дурака». Если вы хотите карьерного роста, эта тактика не подойдет, но для того, чтобы лишний раз не напрягаться на работе — то, что надо. Переспрашивайте, просите помощи, и вам не будут давать никаких сложных задач. Можно «включить блондинку», которая не разбирается в технике, и тогда смски, емейлы, факсы за вас будут отправлять другие. При этом делать это с удовольствием — им приятно чувствовать себя умниками на вашем фоне… Тут главное не переиграть, а то и с работы можно полететь.
«Хочу с вами посоветоваться»
Как правило, такая манипуляция направлена на руководителя. Если вам лень напрягать мозги и думать, как разрулить ту или иную ситуацию, идите советоваться к начальству. Во-первых, руководителю это всегда льстит — с ним советуются, значит, считают его умнее. Во-вторых, посоветовавшись с руководством, вы перекладываете часть вины за возможный провал на него. Итак, даже если дело не выгорит, вас особо не будут корить.
Кстати, если начальство отказывает вам в какой-то просьбе, не поленитесь попросить еще раз, но через какое-то время и другими словами. Чем больше раз вы это повторюватимете (но в ненавязчивой форме), тем больше будет снижаться критичность слушателя, и в результате он покажется.
«Не виновата я, он сам пришел»
Если какое-то дело вы провалили, никогда не берите вину на себя. Объясняйте причину неудачи, плачьте, но не произносите фразу “это я виноват (виновата)”. Даже если руководитель будет понимать, что были веские причины неудачи, в его подсознание укоренится “такой-то виноват”. Кстати, если вам хватает наглости сваливать свою вину на других, никогда не обвиняйте подчиненных. Перекладывать вину можно лишь на коллегу, который или на равнозначной с вами должности, или из другого отдела. Обвиняя своих подчиненных, вы расписываетесь в своей некомпетентности.
P. S. Надеемся, вы не будете пользоваться нашими советами и будете вести офисные бои честно. А примеры самых распространенных манипуляций пригодятся лишь для того, чтобы не позволить манипулировать собой.