Правила вежливости можно усваивать в игровой форме
С взрослыми. У детей дошкольного возраста углубляют представление о разнице в людях по полу и возрасту, выделяя особенности их внешности, одежды, рода занятий. Дошкольников учат узнавать взрослых людей в разных изображениях, узнавать и называть людей разных профессий. Дети должны уметь различать эмоциональные состояния, находить их причину, соответственно вести себя. К тому же, дошкольники должны знать, что обращаться к незнакомым взрослых, воспитателей надо на «Вы», использовать вежливые обороты речи. Кроме того, дети должны уметь делать приятное близким, общаться со взрослыми в доброжелательном тоне, по примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.
Воспитанники должны знать членов своей семьи и ближайших родственников, знать и называть родственные отношения, понимать, что все заботятся друг о друге. Необходимо развивать умение детей отвечать на вопросы о семейных взаимоотношениях, дошкольники должны уметь отображать родственные отношения в игровых взаимоотношениях.
Со сверстниками. Воспитывая ребенка пятого года жизни необходимо ей дать представление о детях разного возраста, показать различия между полом, одеждой, особенностями поведения, деятельностью и тому подобное. Вместе с ребенком родители должны запоминать имена девочек и мальчиков, обращаться. Приучайте ребенка видеть и демонстрировать в повседневном поведении позитивное отношение к детям, умение делать добрые дела. Развивайте умение воспитанников видеть негативные действия детей, обсуждать их, выделять их последствия, выражать свое отношение.
Приучайте детей к словам вежливого обращения «пожалуйста», «извини», «благодарю» и тому подобное. На этой основе будут формироваться партнерские игровые взаимоотношения, дети будут приучаться договариваться друг с другом, самостоятельно решать конфликтные ситуации, планировать совместную деятельность и тому подобное. Учите детей наблюдать за проявлениями поведения сверстников, применяйте возможность негативной оценки поступков самими детьми. Формируйте интерес детей к сверстникам, доброжелательное к ним отношение, готовность прийти на помощь. Подсказывая возможные добрые дела и поступки в отношении сверстников, вправляйте воспитанников в культуре поведения, обсуждайте как положительные, так и отрицательные ситуации поведения.