Марта КРАВЧЕНКО: «Оригинальные произведения искусства отличаю по запаху!»

Коснуться искусства можно не только духовно, но и физически. Есть люди, которые делают это ежедневно. Профессия искусствоведа обязывает не только любоваться шедеврами, но и распознавать их ценность и оригинальность. Марта Кравченко работает с произведениями искусства более 7 лет. Зато “варится в этой каше” чуть ли не с рождения.

Марта КРАВЧЕНКО: «Оригінальні твори мистецтва відрізняю за запахом!»

Ее дед был художником, отец — искусствоведом, мама занималась реставрационными работами. Младшая сестра также пошла по их стопам: теперь она — художник-реставратор. Не удивительно, ведь с детства девочки сопровождали родителей на различные творческие объекты, ночевали в средневековых замках и монастырях. Сначала Мартуся мечтала стать врачом, и когда пришло время определяться с профессией, поняла, что искусство — это ее жизнь, поэтому изменить его не сможет.

Во ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ реализовывала проекты в Австрии, хотела там остаться работать. Но судьба вмешалась в планы молодого специалиста: возникли проблемы с документами, и пока они решались, девушка нашла себя на родине. Теперь занимается искусствоведческой экспертизой и параллельно преподает в Академии искусств. Ей часто приходится исследовать вещи, изъятые или задержанные на границе, те, которые пытались провезти контрабандой. В таких случаях нужно выяснить, имеет ли произведение культурную и художественную ценность, какова его стоимость. Нередко встречаются и частные обращения: люди просят оценить собственные вещи.

Не всегда достаточно визуального анализа. По словам Марты, наши современники хорошо научились подделывать шедевры, поэтому фальшивок — множество. Порой непросто отличить их от оригинала. Например, только специалист может установить, что на якобы настоящий картине Труша облачка изображены в несвойственной ему манере. Следует быть осторожным и с реставрированными полотнищами: специалист понимает, что нужно восстановить потери, но ни в коем случае нельзя перерисовывать картину.

Сегодня среди ценителей искусства наибольшей популярностью пользуется военная атрибутика периодов i-II Мировых войн. Те, кто стремится “нажиться” на исторических ценностях, любят делать из одной вещи пять: разбирают на мелкие детали, которые потом добавляют к фальшивкам. Настоящие исторические реликвии — мечта каждого коллекционера. Как правило, ими увлекаются юристы, врачи, представители других высокооплачиваемых профессий. Они готовы выкладывать “кругленькие” суммы за медали, знаки отличия, паспорта, талоны… Значок может стоить от 5 до 100 у.а. — все зависит от его редкости и раритетности. Нечасто любители старины отправляются в поля, где прежде были торговице, чтобы найти монеты военных времен.

Еще ДОРОЖЕ обходится любовь к произведениям современного и старинного искусства. Правда, в Украине любителей эксклюзивных полотнищ значительно меньше, чем за рубежом. Наши граждане охотнее покупают китайские подделки на базаре, чем оригинальные вещи. Но и у нас есть владельцы шедевров мирового уровня, хотя о их сокровища никто не знает: цена произведений настолько высока, что лучше держать рот на замке.

Немало украинцев отдают предпочтение современным художникам. В зависимости от оригинальности, состояния сохранности и редкости цена картин колеблется от 600 до 5 -7 тыс. грн. Хотя на аукционе самые дорогие художники могут продать свои произведения за 1,5 — 2 тыс. евро. Немалую роль играет реклама и пиар. Кроме таланта к рисованию, современному художнику необходимо еще уметь продавать, увлекаться самим собой.

Отдельная категория коллекционеров отдает предпочтение старинным фото, зеркалам, кроватям, украшениям. Все вещи попадают на экспертизу искусствоведов. Марта занимается их оценкой ежедневно — с девяти утра до шести вечера. Говорит, что с таможни до нее привозят огромное количество разнообразных предметов, взамен дорогостоящих среди них — немного. Ценность и оригинальность приходится определять не только на ощупь и хрупкость, но и с помощью специальных анализов. По словам эксперта, эксклюзивные вещи отличает даже особый запах.

Работая со старинными предметами, Марта убедилась, что все они имеют свою энергетику. Больше всего она поступает от денег, украшений и оружия. Некоторые вещи вызывают восхищение, их интересно исследовать. Когда же берешь в руки другие, хочется поскорее закончить работу и отложить неприятный предмет в сторону.

Кроме работы с новыми поступлениями, немало искусствоведов пишут статьи, работают в музеях и галереях. В среднем зарабатывают 2-3 тыс. грн. на месяц. Чтобы быть в курсе всех событий, Марта постоянно посещает выставки. Практически все ее друзья — коллекционеры и художники. По словам девушки, этой работой нужно жить, ведь без настоящей любви к искусству и полного захвата — ничего не получится.