«Мои часы — мое богатство»


Благосостояние учителей зависит от количества уроков

«Мої години — моє багатство»

При норме 18 часов в неделю украинский учитель отрабатывает на уроках в среднем 16 часов, а во Львовской и Волынской областях — 12-14. Причину найти несложно: количество учащихся уменьшается. Уволить учителя, который не по своей вине остался без класса, рука не поднимается… в Прошлом году министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник сделал сенсационное заявление: учителей в нашей стране много. Мол, за последние годы количество учащихся уменьшилось почти вдвое (с 6,7 до 4,2 миллиона), а педагогов сократили только на 7 процентов. Отсюда и низкие заработные платы (правда, господин Табачник не согласовал свои слова с Николаем Азаровым, который заявил, что с 2001 года количество учителей уменьшилось на 12 процентов). Можно ли решить эту ситуацию максимально безболезненно, чтобы не разрушать массовыми увольнениями тысячи человеческих судеб?

За годы независимости устоялось мнение, что профессия учителя непрестижная, молодежь не идет в педагогику, потому что заработные платы слишком низкие. Однако в последнее время ситуация меняется. Только среди моих знакомых трое молодых специалистов ищут работу именно в школе, из них – один парень: обзванивают школы, отделы образования, ищут, кто бы порекомендовал.Почему хотят в школу? Государственная работа, длинный отпуск и широкие возможности для дополнительных подработок.

По состоянию на август во Львове не было ни одной вакансии учителя основных предметов, лишь несколько вакансий учителей труда, изобразительного искусства, социальных работников и одна вакансия учителя начальных классов… Примерно половина не имела полной нагрузки. «Часто складывается ситуация, что есть четыре учителя, а только две ставки. Учителя соглашаются поделиться ставками, чтобы не терять работы», — говорит в. а. начальника управления образования Львовского городского совета Галина Слічна. Четверть украинских педагогов – пенсионеры…

Соотношение количества учителей к количеству учеников — 1 к 9, 4 (то есть 1 учитель на 9 учеников). В США, к примеру, соотношение 1 к 15, в Германии — 1 к 14, в России, почти как и у нас, 1 к 8. «При этом показатель в Украине имеет отрицательную тенденцию в динамике (2009 год – 9,5 ученика, 2010 год – 9,4 ученика, 2011 год – уже 9,3 ученика на 1-го учителя). Анализ в разрезе регионов показывает, что ситуация в некоторых областях еще хуже. В Хмельницкой и Черкасской областях на одного педагога приходится всего 7,9 ученика, в Житомирской и Черниговской – 8,1 ученика, в Кировоградской и Тернопольской – 8,2 ученика, в Винницкой области – 8,4 ученика», — говорится в анализе Министерства финансов.

Это хорошо, когда в школе дружный коллектив, когда делят ставки без споров, когда старший готов дать дорогу молодым… Учительница биологии Вера Яков несколько лет назад сама решила уйти на заслуженный отдых. Тогда ей было 60, в таком возрасте немало учителей и не думают о пенсии. «Мне хотелось работать, я жила этой работой. В сельской школе у нас и теплица опытная была, и зооуголок, где дети ухаживали животных. Но решила дать дорогу молодым. Сейчас сижу дома. Хочется, правда, чтобы чаще меня вспоминали. Никто же не наведывается», — говорит с грустью заслуженный педагог. Зато есть учебные заведения, где не все так гладко. Часто от этого страдают учителя, которые уже вышли из статуса молодых специалистов, но еще не успели заработать достаточно званий и категорий. Поэтому часы, которые теоретически могли бы получить они, отдают старшим и заслуженішим педагогам. Конечно же, действуя в интересах учащихся…

Несколько лет назад через газету пришлось защищать учительницу, у которой забрали почти всю нагрузку оставили только треть ставки. Женщине было немного за тридцать, на руках двое детей. В результате учительница таки уволилась и ушла в парикмахеры…

«Преподаю в школе биологию, но в последнее время директор делится моими часами с учителем химии. Говорит, что хочет помочь человеку, а мне, мол, обязан лишь ставкой. Это при том, что учитель химии должен и так на 5-6 часов больше меня», — жалуется другой педагог. Иногда доходит до абсурдных ситуаций: в семье двое учителей, мама и дочка – преподают физику, работают в одной школе. Мама — пенсионерка, дочери не хватало часов, попросила маму поделиться. И отказалась. Говорит, нужны деньги». Поссорились.

Не хочу обидеть учителей, ибо практически всем коллективам присущи конфликты, если речь идет о деньгах… Но не везде зарплата так конкретно зависит от количества отработанных часов.

«Нужно менять систему оплаты труда учителей, — говорит корреспонденту «ВЗ» председатель Конфедерации свободных профсоюзов Львовщины Андрей Соколов. — И, что сейчас существует, влечет злоупотребления со стороны директоров. Согласно с украинским законодательством, педагог может иметь в школе не одну ставку (такое явление распространено), а дополнительная работа в том же образовательном учреждении не считается совместительством. Таким образом, директора могут по своему усмотрению решать, как платить учителям. Неугодному могут обрезать часа, а «своему» — добавить. Кому-то могут дописать часа факультативами, а кому – то-нет. Для кого-то откроют кружок, а кому-то закроют. Как можно решить эту проблему? Как на меня, нужно четко прописать: учитель больше, чем одну ставку, в школе иметь не может. Это решит проблемы с дополнительными ставками, но, конечно же, останется проблема с неполной нагрузкой. Еще один важный вопрос — педагоги-пенсионеры. Бывает такое, что пенсионер получает и пенсию, и имеет целую, а то и больше, ставку. А молодой учитель с двумя детьми не получает полной нагрузки. В США, например, запрещено пенсионеру работать на государственной работе. Работать он может, но это не должно быть государственное учреждение. У нас можно было бы сделать помягче – разрешить пенсионеру иметь не более полставки. Еще один интересный американский опыт: там учителям платят за количество отработанных часов, а за фактическое время, проведенное в школе. И не обязательно в это время преподавать, учитель может заниматься методической работой, работать в библиотеке. У нас же педагог, который взял на себя какую-то общественную работу, дополнительно ничего не получает».

В этой борьбе педагогов можно понять: борются за часа как выживание. По информации Центра политических студий и аналитики, средняя заработная плата учителя в Украине не дотягивает и до трех тысяч. А молодой педагог вообще получает минимальную ставку. О чем можно говорить? Однако реформа в оплате педагогов назревает, ситуация должна выйти из замкнутого круга…