На фото Иван Выговский, а подписано – Юрий Хмельницкий

Почему украинские учебники пестрят ошибками?

На фото Іван Виговський, а підписано – Юрій Хмельницький

«Дети, в учебнике ошибка». Эту фразу не раз слышала от своей школьной учительницы. В школу я пошла после провозглашения независимости. В то время алярмово заменяли старые советские учебники на современные украинские. Из ошибок не удивлялись, ученики даже радовались, что в учебнике по математике для 5 класса немало задач невозможно решить за неправильную условие. Казалось, засилье ошибок исправит время. Но и сейчас ситуация не лучше. Если нет ляпов, появляются другие претензии к качеству. Вот в свежем «Букварик» неправильно адаптировали произведения писателей. Или действительно все так плохо?

Писатель и не знал, что попал в учебник

Журналистка Зоя Звиняцкивская решила поинтересоваться учебником, по которому учатся ее дочки-первоклассницы. То, что увидела, шокировало: произведения многих писателей изменен до неузнаваемости: чей-то текст дали, как спереляку, без конца и без начала, к какому-то «пришпандьорили» лишний рядок.

Автор одного из текстов, помещенный в «Букварик»

(В. Нау-менко, Н. Захарійчук) Иван Анд-русяк, ни сном ни духом не ведал, что имел честь попасть в учебник. Мутация текста его возмутило, особенно то, что мама в адаптированном отрывке «разливает» чай, а не «наливает», как, по его мнению, правильно.

Соавтор книги Вера Нау-менко утверждает: «Андрусяка немного адаптировали, потому что его произведения — большие по объему. Относительно слова «разливать». Откроем четырехтомный словарь украинского языка. Слово разливать имеет пять значений, одно из них: «распределять жидкость, переливая в меньшие сосуды».

С юридической стороны, авторы учебника никаких законов не нарушили. «Действует закон Украины про авторское право и смежные права. Там записано, что с учебной целью в учебной литературе можно использовать произведения или отрывки из этих произведений. Их могут адаптировать с ссылкой на автора», — говорит корреспонденту «ВЗ» директор Института инновационных технологий и содержания образования Александр Удод.

Как решить задачу с ошибкой?

Адаптация, оказывается, еще не самое худшее. Хуже, когда в книгу попадают грубые фактологические ошибки или банальные ляпы. В школьном учебнике по математике для первого класса нашли сотню языковых и методических ошибок. «Математику» для молодых критиковали и за слишком сложное изложение материала.

Студенка Сумского государственного педагогического университета. Чукарина проанализировать-лізувала отечественные учебники по математике для учеников средних и старших классов. По ее мнению, математические понятия в этих книгах объясняют так, что ученику их не понять. «Авторы учебников не всегда учитывают основ-ни требования к организации усвоения их содержания, игнорируют положения теории и методики обучения», — пишет она.

«Куда хуже с Читанкою (1-а часть, автор А. Савченко). Этот фолиант застрял в украинском межвременье еще глубже. Нет оправданий учебнику 2010 года выпус-ку, в котором новогодняя елка стоит 2 рубля! Ну на 50 гривен можно было заменить?» — пишет на УП журналист Иванна Коберник.

Можно натолкнуться и на дисбаланс тем. «Современный учебник не рассказывает детям о их города, про те реалии, в которых они живут», — говорит корреспонденту «ВЗ» народный депутат Украи-ны, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки Лилия Гриневич. В учебниках для учащихся младших классов ходят преимущественно сельские сюжеты. Города там присутствуют изредка, и то лишь с выбранной географией. Например (недосмотрели «Регионы»), Донбасса там в принципе нет…

Откуда «растут ноги»?

Автор многих школьных книг Елена Пометун называет три причины. Первая: техническая. Во время подготовки рукопись неоднократно путешествует с компьютера на компьютер. «Когда мы готовили рукопись, компьютер постоянно исправлял Симон Петлюра на Семен. Мы это правили несколько раз, и представляете наше состояние, когда в варианте, который пошел на конкурс, появился Семен Петлюра. Только ленивый не сделал нам замечание: как вы могли такое написать! Технические ошибки должен исправлять корректор, и за них отвечает издательство».

Вторая причина — сжатые сроки, которые выделяют на подготовку к конкурсам. «Министерство нас подгоняет, и это время влияет на качество текстов. Когда все конкурсы были осенью, в ноябре. А вот в прошлом году только в июне обнародовали окончательный вариант программы, а уже в сентябре — конкурс на учебники. За такой срок серьезные тексты подготовить не было возможности. В 2013-м конкурс на учебник истории для шестого класса состоится в марте. Сообщение об этом поступило перед новым годом», – говорит Елена Пометун.

Третья причина – недосмотр конкурсной комиссии. Поскольку она решает судьбу рукописи, то должны брать на себя ответственность за ошибки.

А учителям такие учебники подходят

Александр Удод убежден: критика учебников необъективна. «Мы регулярно проводим мониторинги, опрашиваем родителей, учителей. От родителей получаем в основном положительные отзывы. Имеем 91 процент положительных отзывов на нашу учебную литературу», — говорит он «ВЗ».

По результатам мониторинга книг можно ознакомиться на сайте института. Например, в прошлом учебном году анализировали учебники по английскому для 10 класса. Участие в эксперименте приняли пять книг. Опрашивали в среднем для каждой книги до полусотни учителей и 200-250 учеников и родителей. Наименее критичными оказались учителя. В процентов налоговом отношении они дали учебникам больше всего положительных отзывов. На втором месте по уровню критичности — ученики и самые придирчивые родители, которые критично высказались против всех тех книг, которые «по вкусу» педагогам. Еще больше эта тенденция заметна на примере учебника по украинской литературе. Учителям три «подопытные» книжки понравились на 88, 92 и 76 процентов. Ученикам на 80, 64 и 62 процента. А вот родителям на 66, 64 и 47 процентов…

Вечный учебник, как вечный двигатель создать нереально

В советские времена учебники переиздавали десятки раз. На одной книге училось несколько поколений. Взять хотя бы геометрию Погорелова. Когда я в начале 2000-х изучала этот предмет, покупать новую книгу не было нужды. Дома была мамина геометрия… Сейчас каждые десять лет меняется стандарт образования, а под него пишут новые учебники. Когда Украї-на переходила на 12-летку, пришлось перепечатать все книги. Вернулись к 11-летке, снова взялись за переписывание.

Все это не бесплатно. Учебнике деньги — лакомый кусок. «К сожалению, есть много свидетельств, что конкурсы учебников проходят несправедливо. Часто львиную долю государственного заказа получают не лучшие учебники, а учебники определенного издательства. В этом году на одно частное издательство отдали треть из 63 миллионов грн., предусмотренных на печать учебников», — говорит Лилия Гриневич.

Комментарии

Нравятся ли вам школьные учебники?

Марина СУЩЕНКО,

учитель начальных классов частной школы «Афины»

(м. Киев)

Дети еще дошкольниками знают, что есть 3D-книги, книги с аудиозаписями, мультимедийной поддержкой. Учащиеся умеют пользоваться компьютерами, мобильными телефонами. Будут ли им после этого интересны наши «Буквари»? Конечно, нет.

Степан ХАМУЛЯК,

методист Львовского регионального центра оценивания качества образования

Работая над перечнем портретов исторических персоналий, имена которых содержит программа ВНО-2013 по истории Украины, увидел, что в некоторых учебниках иллюстрации не соответствуют оригиналу. В одном из них под фото подпись — Юрий Хмельницкий, а на самом деле на портрете — Иван Выговский. Учебники с каждым годом становятся все насыщеннее, и это не всегда на пользу детям.