«Не ищи меня, потому что я на Марсе…»


Первые люди поселятся на этой планете… уже через 10 лет?

«Не шукай мене, бо я на... Марсі»

В конце 2018 года на Красную планету отправят первую миссию “Красный дракон”. Сейчас – без экипажа. В 2020-м (через 26 месяцев, когда Марс максимально приблизится к Земле) – вторую. Работы должны подготовить планету к приему гостей с Земли. Если все пойдет по плану, американская частная космическая компания SpaceX (и, что доставляет грузы на Международную космическую станцию, а со следующего года – транспортировать астронавтов) отправит на Марс первую партию смельчаков. Руководитель и основатель SpaceX изобретатель Илон Маск уверен, что ему удастся реализовать этот фантастический проект. Среди “козырей” Илона – деловая хватка, много денег (состояние успешного бизнесмена оценивается в 12,3 млрд. долларов), огромный опыт и технологические ноу-хау.

Ракета, которая отправит добровольцев на Марс (всего 100 человек), будет наибольшей в истории человечества. Диаметр стартового ускорителя – 12 м, диаметр самого корабля – 17 м, длина корпуса – 122 м! В случае, если возникнет нештатная, аварийная ситуация, путешественники не смогут быстро вернуться на Землю. Вот почему должны взять на борт достаточно оборудования, производственные мощности, а самое главное – генераторы. Без электроэнергии долго не протянут.

По предварительным подсчетам, полет на Марс продлится шесть месяцев. Вот здесь и кроется главная опасность – все это время пассажиры космического корабля будут подвергаться воздействию микрогравитации. Их мышцы будут атрофироваться, нарушится фосфорный обмен в костях, что сделает их более хрупкими. К тому же команда рискует долететь до пункта назначения… с раковыми заболеваниями.

Магнитное поле Земли защищает людей от космического облучения – галактических космических лучей и тяжелых положительно заряженных протонов, которые поступают от Солнца (по своим свойствам атмосфера нашей планеты эквивалентна 80-сантиметровому слою свинца). Как утверждают ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА (в своих выводах базируются на последних показателях прибора RAD, который проводит замеры на исследовательской станции Mars Science Laboratory, более известной как Curiosity), за время полета на Марс астронавты получат дозу облучения в 350 мЗв. Это – более чем в сто раз больше, чем получает среднестатистический житель Земли за год и в 2-4,5 раза больше, чем получают астронавты на Международной космической станции. Защитить от космической радиации должна бы технология экранирования. Но обшивка корабля заблокирует лишь частички солнечного ветра (5% от общего объема радиации). 95% путешественники получат от лучей высокой энергии.

Как вариант, Маск предлагает организовать дозаправку Межпланетной транспортной системы на орбите. Таким образом длительность путешествия удастся уменьшить до 80 дней и даже до 30, что снизит риски.

“Если этого не сделать, первые люди, которые согласятся посетить Марс, вряд ли вернутся домой. Также я предполагаю, что они погибнут быстрее, чем если бы это произошло с ними на Земле”, – признает Маск. Зато его конкурент – Бас Лансдорп, один из руководителей проекта Mars One, целью которого является колонизация одной из ближайших соседок Земли (с непрерывной видеотрансляцией всего, что там будет происходить), – опции возврата вообще не предлагает. Смельчаков сразу предупреждают, что билет в одну сторону.

Сейчас, чтобы отправить одного человека на Марс, надо выдать… около 10 млрд. долларов. Маск планирует уменьшить стоимость полета до 200 тыс. – за столько можно купить особняк в США. Изобретатель проектирует систему, которую можно будет не только использовать повторно, но и дозаправлять новым видом ракетного топлива на орбите (именно горючее, чтобы не тащить его с Земли, можно изготавливать на Марсе).

Сейчас Маск ищет спонсоров, готовых оплатить его полубезумный замысел (венчурных инвесторов или государственные космические агентства) и желающих (за свои же деньги) навсегда попрощаться с родной планетой.

Марс – не такой враждебный землян как жаркий Меркурий, Луна, который вообще не имеет атмосферы, ледяной Плутон, но выжить там будет непросто. Среднесуточная температура -63°. Атмосфера на 95% состоит из углекислого газа.

Здесь часто возникают пыльные бури. Большая разница температур между ледовым панцирем и теплым воздухом на краю южной полярной шапки вызывает сильные ветры, которые поднимают облака красно-коричневой пыли (скорость ветра при такой буре могут достигать 100 м/с). В 1971 г. на Марсе произошла такая мощная буря, что почти три месяца планета имела вид мутного красноватого диска. Пыль полностью скрыл рельеф – не было видно даже самой высокой горы Солнечной системы (горы Олимп), 27 км высотой! На Марсе пылевые вихри – в десять раз выше и в 50 – шире тех, что возникают на Земле.

Тепловые потоки на поверхности Марса перемещаются вяло. Планета плохо изолирована от бомбардировки частицами солнечного ветра. При нагревании вода мгновенно испаряется (не может находиться в жидком состоянии через низкое давление) – закипает при +10°С.

Чтобы превратить Марс на “Колыбель человечества”, надо создать на нем пригодную для дыхания атмосферу (хотя не факт, что ее быстро не рассеют солнечные ветры), гидросферу и биосферу (для этого придется поднять атмосферное давление до уровня, при котором вода не будет испаряться), придумать, как защитить переселенцев от космической радиации. А еще – перевезти сюда минимум миллион человек (что и планирует сделать Маск в ближайшие 50-110 лет).

Первые поколения, которые здесь будут жить, будут вынуждены носить скафандры. Помещение (скорее всего, расположены под землей) придется оборудовать атмосферными шлюзами, похожими на те, что устанавливают в космических кораблях. Это позволит разделить зоны с разным давлением и различным газовым составом атмосферы. Когда удастся создать биосферу, скафандры можно будет заменить на висотнокомпенсувальні костюмы (похожие на те, что надевают пилоты самолетов на случай разгерметизации кабины)…