Не Львов, а Черновцы является «маленьким Парижем»

Столица Буковины – идеальное город для тура выходного дня

Не Львів, а Чернівці є «маленьким Парижем»

1 сентября 1866 года из Львова до Черновцов впервые тронулся «цуг» – именно так тогда называли поезд. Несколько сотен путников за

12 часов добрались из столицы Королевства Галиции до центрального города герцогства Буковина. Утром в вагонах сервировали вкусный завтрак, а в 7.40 под звуки оркестра «цуг» прибыл в Черновцы. Для встречи паровой машины, удивляла галичан на всем своем пути, и зародилось знаменитое еврейское «семь-сорок». По крайней мере так рассказывают городские легенды.

Черновцы – идеальная цель для тура выходного дня. Поэтому вместе с друзьями отправились туда по историческому маршруту «цуґа» – через Станиславов (Ивано-Франковск и Коломыю. Современный «Ковельский» поезд идет чуть меньше чем 12 часов. Завтрака в нем, конечно, не подают, но на черновицкий перрон приезжает он в те же самые 7.40.

Не Львів, а Чернівці є «маленьким Парижем»

Пьяная церковь» с «танцующими» куполами.

В Черновцах, что раскинулись у подножия карпатских гор на холмистых берегах Прута, есть что-то знакомое, родное, львовское: брусчатка, неоренессансное архитектура, приветливые люди.

В конце концов, и исторически между двумя городами существует заметный взаимосвязь. Даже в первой письменной упоминании Черновцы – таможенной грамоте 1408 года – молдавский господарь Александр Добрый позволял именно львовским купцам торговать с Сучавой и обязывал ездить через Черновцы. В одном государстве город не засиджувалося – успело побывать в составе Молдавии, Османской империи, УНР, Румынии, под оккупацией Российской империи. А период его особого развития пришелся на Австро-Венгерскую эпоху, когда Буковина с турецко-балканского культурного пространства перешла к западноевропейскому. По молдавско-турецких времен, то есть до конца XVIII в., Черновцы своим видом напоминали большую деревню. Лишь в 1786 г. здесь был заложен первый каменный дом. И началось… Строятся филармония, оперный театр (проект венской фирмы Ф. Фельнера и Г. Гельмера, которая также возводила и Львовскую оперу архитектора Из. горголевского), роскошный дворец правосудия (теперь облгосадминистрация), почтамт. Запускается трамвай, единственный сохранившийся вагон которого можно увидеть недалеко от вокзала (трамваи ликвидировали в 50-е).

Не Львів, а Чернівці є «маленьким Парижем»

Майоликовое панно на здании Художественного музея

Центр города, расположенный возле Прута и древнего «Турецкого колодца, переносится – ратуша с рыночной площадью предстают не в низине, что является типичным для древних городов, а на горке – на то время в Черновцах уже действовал водотяг, что делало город независимым от природных водоемов.

Следует осмотреть буковинский университет – бывшую резиденцию митрополитов Буковины и Далмации и Николаевскую «пьяную церковь» с «танцующими» куполами. Эти сооружения дают яркое представление о характерную для всей Румынии архитектуру на рубеже XIX−XX вв. Тогдашнее зодчество тяготело к романского и готического стилей, чем хотело «прикоснуться» к древности, создать эту «древность» на просторах, ранее застроенных только деревянными зданиями и через это навсегда закрепить на Буковине европейское культурное пространство.

Немало сооружений возвели львовские архитекторы, в частности Иван Левинский и Юлиан Захаревич. Последний спроектировал огромную реформаторскую синагогу. В советские времена в ней обустроили кинотеатр, который остроумные черновчане называют «киногогой».

Здание Художественного музея, построен с соблюдением основного принципа модерна – динамического равновесия, просто не может не привлечь внимания туриста – издалека взгляд притягивает огромное майоликовое панно. На нем французский художник

И. Лано изобразил аллегорию «Олимп» – в образах 12 богов-олимпийцев отражено 12 провинций Австро-Венгерской империи, существование которой привязывается к Древнего Рима. Эта параллель не случайна – само название Австрия (Австрия — нем. Оsterreich) можно перевести как «Восточная империя», то есть Византия, герб тоже заимствовано из Константинополя – двуглавый орел.

Функции богов переплетаются с особенностями регионов, которые символизируют. Юпитер олицетворяет Верхнюю Австрию (Линц), его жена Юнона – Нижнюю (Вена). В правой части панно в венке из колосьев со снопом в руке стоит богиня плодородия и земледелия Церера. Это наша Родина – королевство Галиции и Лодомерии (Волыни). И наконец сама Буковина – трудолюбивый бог огня, покровитель строительства и гончарства Вулкан. Как значительные экспортеры скота, Галиция и Буковина ведут к «олимпийской империи» білогривого коня. Сам художник описания аллегории не оставил, поэтому приведенное объяснение – версия ученых. Мне же кажется, что отодвигать Буковину на вторичную роль Гефеста в его же столице – Черновцах – абсурд! Думаю, Юнона с буковинским гербом на груди (это же не случайность!) – это и есть Буковина, которую Юпитер (Австрия) вводит к лику олимпийцев. Как на меня, так более правдоподобно – аллегория приобщения края к империи, подчеркивание его важности для монархии, а одновременно демонстрация равноправия и гармонии сосуществования провинций.

Ни ДО, ни после «восточного рейха» город не знал такого развития. Именно за «бабки Австрии» стало тем «маленьким Парижем», на улицы которого, по преданию, не пускали в грязной обуви, а тротуары подметали розами. Поэтому и не удивительно, что его духовная связь с наддунайською монархией особо прочный. Вот почему так часто сюда приезжают представители Габсбургской династии, а в сквере неподалеку неоготического костела иезуитов стоит памятник Францу-Иосифу.

Черновцы всегда были многонациональными, мультикультурными. Ведь там никогда не было доминанты одного народа. Каждая национальная община на рубеже XIX−XX вв. выстроила свои народные дома, в которые вложила все самое лучшее. Тогда появились классицистические польский, украинский дома, роскошный неоренессансный еврейский, неоготический немецкий – похож на баварский замок. Рядом жили общины армянскому католикосу и русских старообрядцев. С давних времен в городе жили армяне и евреи, предместье Садгора – резиденция цадиков (иудейских старцев) Фридманов – мировой центр хсидизму – мистического течения иудаизма. Вплоть до второй половины XIX века румыны идентифицировались как молдаване, а вместе с русинами именовались волохами. И одни, и вторые ходили в совместных православных храмов. Величайший румынский поэт – черновчанин Михай Эминеску, кстати, происходил из русинской семьи и в детстве звался Михаилом Еміновичем.

От ПРОГУЛОК по Черновцам можно передохнуть и подкрепиться в местных кафе, которые своим колоритом еще не могут сравниться с львовскими, однако кухня у них на уровне: и вкусно, и порции не жлобские. Из местной кулинарии стоит попробовать традиционный банош с брынзой и костицу – свиные ребрышки.

Если же предусмотреть еще один день про запас, то его можно использовать на посещение скансена народной архитектуры или же грандиозной крепости в Хотине. В любом случае поездка на Буковину не только обогатит впечатлениями и знаниями, но и поможет осмыслить суть истории и европейской цивилизации. Здесь, на грани культур, все детали бросаются в глаза особенно остро.