Обучение и контроль по методике школьников

Проверка и оценка знаний учащихся — необходимая составная часть процесса обучения математике. Контроль тесно связан с другими его звеньями — подачей нового материала, его закреплением, осознанием и использованием полученных знаний в практической деятельности.

Проверка знаний позволяет выявить и качество овладения учащимися материалом, установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить. Итоги контроля служат основой для оценки успеваемости школьников, которая характеризует степень овладения ими знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями программы по математике. Если контроль показал отсутствие или недостаточность усвоения материала по той или иной теме, учитель анализирует свою работу: правильность выбора методов, организации процесса подачи материала, учета возможностей учащихся всего класса и каждого. Систематический контроль имеет также и воспитательное значение: он дисциплинирует школьников, приучает их к аккуратности, настойчивости, формирует чувство гордости за свой труд и тому подобное.
В вспомогательной школе на уроках математики используют такие виды контроля: предварительный, текущий и итоговый. В зависимости от того, на каком этапе учебного процесса его используют, он имеет свое специфическое задание , также необходимо в кабинетах иметь методические стенды , такие стенды не помешали бы и дома приобрести их можно на сайте http://stendy.com.ua по адекватной цене.

Предварительная проверка знаний учащихся проводится в начале учебного года или перед изучением новой темы. ее цель — выявить готовность школьников к восприятию нового материала, наличие знаний, умений и навыков, на которые можно опираться в процессе организации работы с ним. Особое значение приобретает предварительный контроль знаний учащихся в пропедевтический период: он определяет, какие математические знания, умения и навыки у детей, пришедших на обучение в 1-й класс.
Степень подготовки учащихся к изучению нового учебного материала, имеющиеся пробелы в их знаниях необходимо выявлять и перед новым учебным годом, поскольку за период летних каникул большинство из них забывает материал и теряет приобретенные математические навыки и умения.

Текущая проверка знаний осуществляется на уроках и позволяет выявить правильность усвоения материала, привести в систему знания учащихся. При этом учитель не только проверяет уровень знаний, умений и навыков школьников, но и одновременно контролирует свою деятельность, определяя эффективность используемых им методов и приемов. Если большинство класса не усвоила материал — это свидетельство скорее неэффективности предложенных педагогом форм работы, чем неумение учащихся его запомнить и своевременно воспроизвести.
Результаты текущей проверки знаний позволяют определить нужно переходить к следующей теме, необходимы дополнительные пояснения с целью предотвращения возникновения пробелов в знаниях школьников.
Тематическая оценка выставляется по результатам текущего контроля, учитель проводит в течение изучения определенной темы. Тематическом оценке подлежат составные части темы, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение ученика и определенных учителем на основе требований учебной программы. При организации такого оценивания желательно добиваться того, чтобы эти составные части были заранее известны школьникам, служа ориентиром в процессе работы.
Итоговая проверка имеет целью определения качества усвоенных знаний, умений и навыков учащихся по математике. Она проводится в конце изучения раздела, в конце полугодия, учебного года.
Основными способами контроля знаний по математике является устный опрос, письменные и практические работы.

Для определения качества усвоенного материала наиболее распространенным является устный опрос, которое дает возможность педагогу выявить степень осознания математического материала, умение им оперировать во время практической деятельности. Оно может носить фронтальный или индивидуальный характер, проводиться в вопросительно-ответной форме или в виде связных ответов отдельных учеников как в начале урока (во время проверки выполнения домашнего задания), в середине (в процессе закрепления новых знаний, определения эффективности их усвоения) и в конце (при закреплении, обобщении и систематизации знаний).
Во время фронтального опроса учитель задает вопрос всему коллективу и предлагая школьнику ответить учитывает его индивидуальные возможности. Это позволяет оживить работу в классе, включить в активном участии в ней всех учащихся. При этом учитель требует от воспитанников внимательно выслушивать ответы своих товарищей и в случае необходимости дополнять их.

Устное фронтальный опрос не определяет всю глубину усвоения учебного материала на одном уроке, но позволяет в течение короткого времени установить, насколько весь класс овладел той или иной темой. При такой форме контроля учитель, как правило, выставляет оценки в конце урока. Причем оцениваются не только школьники, которых вызвал педагог, но и те ученики, которые принимали активное участие в работе.
Индивидуальный опрос имеет целью определить глубину знаний отдельных учащихся. Для этого они, как правило, вызываются к доске. Но можно отвечать и у парты, если не нужно использовать доску или наглядный материал.

Во время такого опроса учитель может проверить как теоретические знания, так и умение применять их на практике. При этом обращается внимание на основательность, осознанность ответы, умение практически использовать знания. Очень важно устанавливать связь нового материала с ранее изученным. Для такого опроса учитель может предложить задания на индивидуальных карточках с целью определения усвоения выполнения приемов арифметических действий, алгоритмов решения задач, чертежи геометрических фигур, вычисления их площадей, объемов и тому подобное.
Принимая во внимание малую производительность труда умственно отсталых, быструю утомляемость, повышенную истощаемость продолжительность опроса не должна превышать 10 минут в младших, и 15 минут в старших классах. Задача для устного опроса должны подбираться с учетом индивидуальных возможностей школьников. Наполняемость учащихся в классе вспомогательной школы дает возможность учителю за один урок опросить всех.

Письменная проверка знаний, умений и навыков предполагает самостоятельное выполнение школьниками задач. Основные виды письменной проверки, используемых во вспомогательной школе — это самостоятельные, напивписьмови и контрольные работы.
Небольшие самостоятельные письменные работы учитель проводит почти на всех уроках математики. Они позволяют за короткий промежуток времени проверить качество усвоения небольшого объема материала, определить трудности, которые возникают как в отдельных учеников, так и у большинства школьников класса, наметить пути их преодоления. В такую ​​работу могут включаться примеры, задачи, задачи практического характера, геометрический материал и тому подобное. В зависимости от возрастных особенностей, продолжительность самостоятельных работ в младших классах не должна превышать 15 в старших — 25-30 минут. Каждая самостоятельная работа проверяется учителем и оценивается.
В вспомогательной школе используется и напивписьмова проверка. Лучше всего ее проводить в форме математических диктантов. Материал для нее определяется общей дидактической целью урока: проверкой знаний табличного и внетабличного умножения и деления, приемов выполнения устных вычислений, нумерации чисел и т. При организации такой работы учитель диктует материал, а школьники только записывают ответы. Это достаточно эффективный прием, ведь он позволяет уменьшить моторное тренировки учеников в письме, экономит время и направляет его на формирование математических способностей.

Контрольные итоговые работы имеют целью установить, как ученики усвоили предусмотренные программой знания, умения и навыки после изучения материала в течение длительного времени. На них нужно обеспечить вариативность задач. Желательно, чтобы задачи, которые выносятся на контрольную работу, ставили своей целью поверку не механического запоминания, а умение логически мыслить, использовать полученные знания в других ситуациях, при выполнении практических работ.
На контрольную работу даются задания из разных разделов программы. Учитель при этом должен избегать как простых задач (которые создают у школьников впечатление, что они все хорошо знают и им не нужно работать на уроках), так и сложных (кажется, что трудности непреодолимые и умственно отсталые просто отказываются от работы, у них возникают в результате этого негативные эмоции и создается отрицательное отношение к учебному предмету, в данном случае к математике).

Задание на контрольную работу должны подбираться с учетом индивидуальных способностей и возможностей школьников. Для тех учеников, которые работают по сниженной или индивидуальной программе они отбираются в соответствии с ней.
Итоговая проверка знаний выполняется учениками самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны педагога. Учитель на доске записывает варианты, в случае необходимости проводит словарную работу и делает общие указания на ее выполнение. Контрольные работы выполняются в специально выделенных тетрадях. Во время работы педагог следит за порядком в классе, за ходом ее выполнения и своевременным окончанием.
Письменные контрольные работы подлежат обязательной проверке со стороны педагога. Во время проверки он отмечает не только арифметические ошибки, допущенные школьниками, но и другие недостатки: неточно поставленный вопрос, пропущено название, неправильно сформулирована ответ задачи и тому подобное. Нельзя снижать оценку за допущенные орфографические ошибки. Педагог их исправляет, указывает на них ученику, но при этом ставит оценку за выполненный арифметический содержание работы.