Отец Евгений Толочкевич: «Расскажите священнику только свои грехи, а не чужие. Такое любят делать женщины…»


Чуть больше недели отделяет нас от самого главного праздника в жизни каждого христианина — светлого Христова Воскресения.

Отець Євген Толочкевич: «Розповідайте священику тільки свої гріхи, а не чужі. Таке полюбляють робити жінки...»

Отець Євген Толочкевич: «Розповідайте священику тільки свої гріхи, а не чужі. Таке полюбляють робити жінки...»

Незаметно пролетели несколько недель Великого поста, во время которого каждый из нас задумывается над своими поступками и идет в храм, чтобы хотя бы раз в год очистить свою душу. Почему исповедь в Великий пост такая важная? Как подготовиться и когда лучше исповедоваться, журналисту “ВЗ” рассказал настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Лисиничи Пустомытовского р-ну митрофорный протоиерей Евгений Толочкевич (на фото).

— Отец Евгений, знаю многих людей, которые идут к исповеди в последнюю неделю Великого поста. А там такие очереди выстраиваются, что невозможно выстоять…

— Иногда люди оттягивают исповедь, потому что не уверены, что смогут долго удержаться от греха. Оттягивать исповедь нельзя, потому что это недоверие к Богу, который обещал слышать нас. Даже оттянута на короткий срок исповедь может обернуться для человека бедой, потому что никто никогда не знает времени своего конца. Поэтому не стоит ждать последнего дня перед праздником, чтобы очистить свою душу. Лучше в течение поста сделать это несколько раз.

— Кое-кто считает себя безгрешным и не считает нужным исповедоваться.

— Исповедь — одно из семи христианских таинств, в котором тот, кто исповедует свой грех и кается перед священником, невидимо розрішується от них. К исповеди, как и к экзамену в школе или институте, надо готовиться. И рассказывать только священнику о своих грехах, и ни в коем случае не о чужих. Такие недопустимые вещи любят делать женщины. В исповеди нужно поставить перед Всевышним себя, свою собственную ситуацию, жизнь. Но не говорить, что, например, «муж – пьяница», «невестка плохая», «дети не слушают»… Такие слова не “клеятся” с искренним личным покаянием.

— Не каждый может доверить священнику все свои грехи. Боится, видимо, что отец расскажет об услышанном там, где не нужно.

— Такого не может быть. Есть такое понятие, как тайна исповеди. То, что человек доверил своему духовному наставнику, не должен выйти от него. Священники сейчас осведомлены изрядно с многочисленными человеческими грехами. Редко кого удивишь чем-то. Надо стесняться грешить, а не стесняться проявлять прегрешения на исповеди. Для чего поступать так, чтобы душа не очистилась до конца от греховного бремени и совесть не давала потом должного покоя и внутренней радости? Как-то мне рассказали, как оперировали двух одинаковых больных. Одна больная перенесла сложную операцию и выздоровела после нее. Когда оперировали другую, у хирурга дрогнула рука, и он разрезал чуть больше, чем надо было. Больная сразу не умерла, а стала тяжело болеть. Все это, в определенном смысле, осуществляется и на исповеди. Священник становится здесь и терапевтом, и хирургом, и, прежде всего, духовным врачом. Именно врачом, потому что тот, кто кается, вручает отцу свою душу. И от того, насколько искренне этот человек кается, зависит многое. Грехи — это плоды взлома на дереве греховной жизни. Вот, скажем, растет какой-нибудь ядовитый куст, и на нем появляются ядовитые ягоды. Если мы их даже все обірвемо, а куст оставим, то в следующем году на нем вырастут такие же ядовитые плоды. Надо уничтожить корень греховный, но его сначала надо найти. Таким корнем есть страсти. Вот примерный список страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Можно говорить еще о зависти, о раздражительности, но, в общем, это варианты или родственные страсти, которые по-другому называются.

— Как правильно нужно каяться в грехах? Что и как говорить, как называть свои грехи, насколько углубляться в подробности?

— В исповеди необходимо придерживаться Закона Божьего – 10 заповедей, которые являются схемой тайны исповеди. Говорить нужно четко и без лишних слов, не углубляясь в детали, но указывая на те обстоятельства, которые меняют вид и тяжесть греха. Например, недостаточно сказать о гневе, если в гневе мы подняли руку на своих родителей или жену (мужа). Гневаясь, мы грешим против ближнего, оскорбляя его, а поднимая руку, грешим против его неприкосновенности, но в случае матери или отца грешим еще и против заповеди о почитании родителей. На исповеди нужно каяться в таких смертных грехах (совершаемых сознательно и по согласию воли), как участие в спиритических сеансах, обращение к гадалкам, магам и зцілителів; богохульство; пропуск Литургии без уважительной причины в воскресенье и приписаны праздники; причащение без предварительного исповедание смертных грехов; замалчивание смертных грехов на исповеди; совершение аборта или совет сделать аборт; употребление наркотиков; пьянство…

— Если в Великий пост исповедаться и искренне покаяться в своих грехах и больше их не делать, то можно так прожить до следующей Пасхи?

— Исповедь «раз в год» во время Великого поста – это минимум. Кто на самом деле заботится о чистоте собственной души, о счастливой вечной жизни, то будет это делать чаще. Как бы это, например, выглядело, если бы кто-то так редко мылся – раз в год? Как бы он тогда себя чувствовал сам или другие у него? Не знаем, доживем ли до следующей исповеди… Известно, что грехов не имеют только маленькие дети. Кризис осознания греха, к сожалению, в наше время имеется…