Отец государственного флага. Уроженец Сенненшчыны Михаил Кацар сыграл ключевую роль в истории возникновения орнамента на государственной символике

Бацька дзяржаўнага флага. Ураджэнец Сенненшчыны Міхаіл Кацар сыграў ключавую роль у гісторыі ўзнікнення арнаменту на дзяржаўнай сімволіцы 18 ноября государственный флаг нашей страны отправится в космос. Его возьмет с собой в командировку на МКС уроженец Беларуси, космонавт Олег Новицкий. К Сенненшчыны это событие тоже имеет отношение, ведь, как известно, орнамент, штозмешчаны на красно-зеленом полотнище, принадлежит майстравітым рукам нашей землячки Матрены Сяргеўны Маркевич. Вряд ли простая крестьянка из деревни Климовичи предполагала, что ее образец на домотканой полотенце в прямом смысле слов достигнет зор, а ей самой на малой родине установят памятник. Этого и действительно не было, если бы не еще один уроженец Сенненшчыны, который сыграл ключевую роль в истории возникновения орнамента на государственной символике. Имя Михаила Кацара, между прочим, родного брата Матрены Маркевич, хорошо известно в научных кругах Беларуси. Он один из первых исследователей народного костюма,а его монографии до сих пор являются настольными у современных последователей его дела. В этом году есть особый повод вспомнить о Михаиле Кацара. 7 ноября нашему выдающемуся земляку исполнилось бы 110 лет со дня рождения.

Бацька дзяржаўнага флага. Ураджэнец Сенненшчыны Міхаіл Кацар сыграў ключавую роль у гісторыі ўзнікнення арнаменту на дзяржаўнай сімволіцыОн родился в 1906 году в деревне Климовичи Сенненского района. Первоначальное образование получил в земской школе. После Октябрьской революции служил в Красной армии, проходил учебу в полковой школе 33-го артиллерийского полка. Но на его профессиональный выбор во многом повлиял писатель, сегодня классик отечественной литературы Максим Горецкий, который в 1925 году волей судьбы оказался на Сенненшчыне и некоторое время жил в доме Кацараў, занимаясь изучением местного фольклора, традиций, говоров. Его заинтересованность народным творчеством передалась и 19-летнему Михаилу. С 1934 по 1941 годы будущий ученый совершил девять поездок по Беларуси, во время которых встречался с местными майстрыхамі, скрупулезно запечатлевая в тетради их рассказы, делая зарисовки. В 1939 году Михаил Кацар окончил Московский институт истории, философии и литературы. Учителями Кацара были известны на то время ученые И.Грабар, А.Некрасов, В Бонч-Бруевич. Интересно, что вместе с Кацарам в этом же вузе учился и еще один знаменитый уроженец Сенненшчыны – белорусский поэт Алесь Жаворонок. В августе 1942-го Александр Синичкин (настоящее имя поэта) погиб при защите Сталинграда.

Жизнь Михаила Сергеевича чуть не оборвалась в ноябре 1941 года. В боях под Москвой политрук Кацар получил тяжелое ранение. Почти год он провел в госпитале в городе Ош Киргизской ССР. Война для него закончилась, но позже ему придется столкнуться с ее чудовищными проявлениями. После освобождения Минска в составе специальной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и учета причиненного ими ущерба на территории БССР он участвовал в раскопках массовых захоронений, втом числе в печально известном Тростенце, фиксировал масштабы разрушения архитектурных памятников. А до сих пор с 1943 года начиная ученый проходит аспирантуру при знаменитой Третьяковской галерее под эгидой одного из лучших на то время исследователей искусства, советского историка искусства И.Грабаря.

После войны Михаила Кацара назначают начальником отдела охраны памятников архитектуры Управления по делам архитектуры при СНК БССР. В 1946 по 1950 годы он заведует сектором изобразительного искусства в Институте языка, литературы и искусства Академии наук БССР. С 1950 по 1957 годы работал в Институте литературы и искусства АН БССР. В 1952 году Михаил Сергеевич защитил докторскую диссертацию на тему “Архитектура белорусских городов ХVII-XVIII вв.» А в 1956-ом нашему земляку присвоено научное звание профессора. Одновременно с научной деятельностью в 1953-1956 годах Кацар преподавал в Белорусском театральном институте, являясь заведующим кафедрой изобразительного мастатцтва.

С 1957 по 1973 год Михаил Сергеевич работает заведующим сектором изобразительного искусства, свода памятников истории и культуры Беларуси Института искусствоведения, этнографии и фольклора.

Авторству Михаила Кацара принадлежит ряд книг по истории древнего белорусского и советского искусства и архитектуры. Среди них “Белорусская архитектура: исторический очерк» (1956), «Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода» (1969), «народно-прикладное искусство Белоруссии (от первобытного общества до 1917 г.)» (1972). Пожалуй, самое знаменитое издание на сегодняшний день “Белорусский орнамент: Ткачество, вышивка” увидела свет уже после смерти автора в 1996 году.

Жеыццё Михаила Кацара оборвалась трагически в марте 1995 года. Он погиб на своей даче в д.. Крыжовка под Минском во время пожара — задохнулся угарным газом, тело профессора нашли у входной двери. Вместе с ним сгорела и часть большого архива, который он собирал на протяжении многих лет. С определенной долей вероятности можно говорить, что там хранился канва с тем самым образцом его сестры Матрены.

История государственного флага БССР, в создании которого уроженец Сенненшчыны Михаил Кацар принял самое непосредственное участие, ведет свое начало с 1951 года. Основанием для возникновения белорусской госсимволики стало участие Беларуси в учреждении ООН. Безусловно, как отдельной стране республике принадлежала иметь собственные флаг и герб. Орнамент должен был отражать национальную принадлежность. Предложенный Кацарам узор “Восходящее солнце”, выполнены рукой его сестры Матрены, как считают, в 1917 году после Октябрьской революции, получил одобрение членай специальной комиссии, так как нельзя лучше подходил для воплощения в легкой промышленности. Безусловно, над крестьянским образцом работали профессиональные художники, чтобы адаптировать его к условиям производства. Текущий дизайн государственного флага был введен в 2012 году Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и адаптирован с общим видом флага, утвержденным на референдуме мая 1995 года. Изменениями, внесенными в флаг советской эпохи были: удаление символов коммунизма (серпа, молота и красной звезды) и «оборачивания» цветов орнамента с белого на красном до красного на белом.

История жизни и деятельности Михаила Кацара и сегодня хранит немало тайн. Как удалось ему избежать молаху сталинских репрессий, вливая что в его дружеском окружении было немало “врагов народа”. Что говорить, если муж его родной сестры Матроны по приговору “тройки” был расстрелян в 1937 году. Сам Михаил Кацар по этому поводу остроумно записал на одном из своих фотографий: “Я от Сталина ушёл. Остался жив. Я вот Гитлера ушёл. Остался жив. Привет молодым стоителям жизни”.

Но заслуга Кацара бесспорно. Он одним из первых в непростые советские времена, когда национальные взгляды не слишком поощрялись, обратил внимание на особенности белорусского народного искусства. Сегодня его дело продолжают потомки. В последние годы на Витебщине активно восстанавливаются региональные костюмы, изучаются древние ремесла. Есть своя уникальная коллекция народной одежды и на Сенненшчыне. Таким образом, сегодня, дзякуючыя брату и сестре Кацараў, в Сенненшчыны есть свой бренд.

Нвклады Матрены Маркевич и Михаила Сергеевича стараются ежегодно наведываться на малую родину своих предков, признаются, что чувствуют себя на Сенненшчыне будто дома и очень благодарны сенненцам за то уважение, с которой они относятся к своим землякам. Обязательные пункты визита — памятный знак “Родной край”, установленный в честь мастерицы в центральном парке города, могила Матроны Сергеевны в деревне Касцелішча. Лицо Михаила Кацара по праву заслуживает почтения от земляков. По крайней мере, именем его студенческого друга — Алеся Жаворонка — названа улица в Сенне. Хочется верить, что дань уважения сенненцы отдадут и Михаилу Сергеевичу Кацару.

Бацька дзяржаўнага флага. Ураджэнец Сенненшчыны Міхаіл Кацар сыграў ключавую роль у гісторыі ўзнікнення арнаменту на дзяржаўнай сімволіцы

Ольга БОНДАРЕВИЧ.

На снимках: потомки Матрены Маркевич и Михаила Кацара у памятного знака “Родной край”, во время посещения районного дома ремесел внучка Михаила Кацара Вероника под руководством мастера Ольги Стычынскай сделала свой вклад в изготовление рушника-оберега, презентованного на нынешних областных “Дожинках”.

Фото автора.