«Самогоне, самогоне, кто теперь тебя не гон!»

Исследования по истории и настоящего народного напитка на примере одного села

«Самогоне, самогоне, хто тепер тебе не гоне!»

Только не говорите, что это напиток крестьянский, мужицкий. Он — народный. Лично знаком со многими интеллигентными людьми — писателями, учителями, учеными, которые этот напиток не только пьют, но и сами гонят. И кое-кто не скрывает этого… Большинство людей знает о том, что изготовление самогона для собственного потребления уже лет семь не преследуется законом. Нельзя только гнать этот напиток на продажу… в конце концов, хочу напомнить, что “Высокий Замок” пять лет назад даже проводил редакционный конкурс на лучшую самогонку…

Не ПОДУМАЙТЕ, что село Дунаїв претендует на галицкую столицу самогоноварение. Взять за объект исследования именно это село меня побудила одна трогательная история, связанная с этим напитком. Во время немецкой оккупации одна дунаївська семья, рискуя своей жизнью, прятала еврейского юношу. В первые послевоенные годы он работал на Львовской маргаринній фабрике, что и сейчас действует на улице Городоцкой. Именно там мастер на все руки, изготовил из нержавейки мощный самогонный аппарат. Его спасатели начали возводить новый дом. А самогон, как и водка, во все времена был свободно конвертируемой валютой. Милиционеры каким-то образом пронюхали об этом очаг самогоноварения и застали хозяев на горячем. Правоохранителям так понравился этот аппарат, что они предложили главе семейства сделку с собственной совестью. Скажи, мол, кто сделал этот аппарат, потому и мы такой хотим. Тогда не будем оформлять протокол… Выдать мастера простому крестьянину совесть не позволила. На судебном процессе соревновались две подруги — судья и адвокат. Адвокат пыталась доказать, что эта семья гнала самогон не от хорошей жизни. После суда эти женщины так ругались, чуть не подрались. Но хозяин отбыл год принудительных работ.

Наиболее трудоемкими и хорошо оплачиваемыми культурами в Дунае за колхозных времен были лен и сахарная свекла. В прошлом передовая звеньевая рассказывала, что однажды решила взять участок не льна, а сахарной свеклы. И не прогадала. Ее подруга по лен получила несколько центнеров пшеницы, а она пять центнеров сахара. И почти весь сахар пошел на самогон. Его хватило на всю стройку нового дома…

И еще из истории. Колхозы имени Сталина и “Победа” заложили в Дунае 1946 года. И одними из первых к ним вступили переселенцы из Лемковщины, потому что не имели поначалу никакой хозяйки и должны были как-то выживать. У них не было денег ни на водку, ни на сахар, чтобы гнать самогон. И чтобы получить кайф, покупали “кропку” (эфир для обезболивания). Его не столько пили, сколько нюхали…

На востоке Украины в основном самогон гнали не из сахара, а из сахарной свеклы. В Дунае тоже использовали эту технологию, но единичные хозяева. С сахарной свеклой было больше мороки. Их надо было измельчать, вываривать, перегонять дважды. Почти невозможно было избавиться от специфического запаха и вкуса напитка под народным названием “Три ботвы”… Некоторые умудрялись гнать самогон из мелассы — отходов производства сахара. Этот продукт (имею в виду патоку) очень любила крупный рогатый скот…

Люди старшего поколения помнят об организации социалистического соревнования между предприятиями и колхозами области и областями-побратимами Ростовской и Ульяновською. Бывший председатель колхоза из соседнего села Белого Степан Чайковский вспоминал, что наши российские друзья не только охотно угощались дунаївською самогоном, но и всегда просили с собой как сувенир…

Методом анонимного опроса установил, что сейчас самогон гонят минимум 30 хозяев. Таких, что продают, может, трое-пятеро… Не гонят те, кто ленится, или те, кто имеет в семье пьяниц. Кстати, горьких пьяниц в Дунае немного. Говорят, немало алкоголиков еще в молодом возрасте ушли на тот свет. А старшие люди свою меру знают. И не только свою. Когда приглашают односельчан помочь с ремонтом или впорати огород, при обеде на двоих выставляют “чекушку”. Не потому, что скупы. Знают, что если налить больше, то после обеда работы уже не будет… Качество дунаївської самогона обеспечивает и особой чистоты вода. Но, рассказывали люди, попадаются и нечестные самогонщики. Кто для прочности, а кто для прозрачности добавляют… извести, птичьего помета, медной проволоки… В соседнем селе Ивановка был случай, что человек, выпив такого напитка, ослепла. Самогонщицу осудили.

Мое исследование этой темы показало, что подавляющее большинство дунаевцев гонят самогон из экономических соображений. Килограмм сахара стоит 7 гривен. Из него получается почти литр самогонки. Купить пол-литра этого напитка в Дунае можно за 20 гривен. В селе знают, кто у них гонит со “знаком качества”.

Нашел нескольких хозяев, которые гонят исключительно с лечебной целью. Сивушные масла, которые выпадают в осадок, очень эффективны для компрессов при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это подтвердил, в частности, многолетний главный врач Дунаївської больницы Корнелий Савчук. Зато вредности самогона для внутренних органов в умеренных количествах еще никто на практике не доказал. И, наконец, все больше людей прибегают к самогоноварению учитывая катастрофический рост фальсификата спиртных напитков. Пьешь и не знаешь, что пьешь… Лучше уж “самопомощь”… Не исключено, что вскоре в магазинах, торгующих экологически чистыми продуктами, появятся алкогольные отделы с самодельными крепкими напитками, на которых будет указано не только название напитка (скажем, “Старое Село”), но и автора, который будет дорожить честью своей марки… Говорят, такая практика уже есть в некоторых европейских странах…