Скульптуры Пинзеля сделали «остановку» в торговом центре – и вернулись в музей

Работы галицкого гениального скульптора XVIII века. Иоанна Георга Пинзеля можно с уверенностью назвать многострадальными.

Скульптури Пінзеля зробили «зупинку» у торговому центрі – і повернулись у музей

Веками находились в забвении, еще несколько десятилетий назад власть закрывала церкви, безжалостно уничтожала роскошные сакральные скульптуры, выбрасывая их как мусор на свалки. Настоящие ценители искусства, такие, как Борис Возницкий, приложили немало усилий, чтобы разыскать и спасти работы Пинзеля. На черном рынке цены на оригинальные скульптуры мастера могут доходить до миллиона долларов. Поэтому не удивительно, что недавняя презентация скульптур Пинзеля в торговом центре Тернополя изрядно возмутила общественность. Напомним, что сразу после экспозиции в Лувре (Франция) семь работ Пинзеля выставили в торгово-развлекательном центре в Тернополе.

Генеральный директор Львовской Национальной галереи искусств Лариса Возницкая была шокирована, увидев условия, в которые поместили хрупкие деревянные скульптуры. “Как реставратор, я сразу подчеркнула несоблюдение температурно-влажностного режима в помещении, – рассказывает Лариса Возницкая. – В зале было жарко, неподходящая влажность воздуха, произведения просто осыпались. Из музея древние экспонаты нельзя так просто вывозить – нужно подготовить специальное место для экспозиции, новое помещение должны осмотреть специалисты, реставраторы. Но торговый центр в коем случае не может быть местом для экспозиции шедевров XVIII ст., там нет ни сигнализации, ни надлежащей охраны. Вокруг гремит музыка, сбоку находятся пивбары, а рядом с ними – скульптуры святых. Я написала серьезный вывод, который подала в Министерство культуры. Слава Богу, скульптуры вернулись в Тернопольский областной краеведческий музей. Этому поспособствовали и давление общественности, и помощь депутатского корпуса”.

Корреспонденту “ВЗ” удалось пообщаться с директором Краеведческого музея Степаном Костюком. “Сейчас скульптуры находятся в надлежащих условиях, – уверяет г-н Костюк. – С 30 апреля они находятся в музее. Экспозиция работ Пинзеля в ТРЦ “Подоляны” была попыткой привлечь внимание тернополян к произведениям мастера и собрать средства для реставрации залы для стационарного хранения скульптур. С этой целью

28 апреля состоялся благотворительный аукцион. Когда работы еще находились в Лувре, руководство ТЦ “Подоляны” озвучило идею привлечь большее количество посетителей к экспозиции и обновить помещение музея. Мы – бюджетная организация, средства у нас ограничены, поэтому подписали соглашение с торговым центром об обязательствах с их стороны отреставрировать музейный стационарное помещение. Все произведения прибыли в музей целыми и невредимыми. Руководство торгового центра выполняет условия договора и вскоре горожане смогут оценить, что условия содержания произведений Пинзеля у нас не хуже, чем в Лувре”.

По словам Степана Костюка не соглашается народный депутат и бывший председатель областного совета Алексей Кайда. Депутат обратился к начальнику областного управления внутренних дел и прокурора области с просьбой проверить достоверность работ Иоанна Георга Пинзеля после выставки в галерее торгово-развлекательного комплекса. Депутат предполагает, что ненадлежащие условия экспонирования могли отразиться на состоянии памятников. “Еще перед открытием экспозиции в торговом центре я направил депутатское обращение к начальнику областной милиции о том, что совершается преступление председателем Тернопольской областной государственной администрации, директором Краеведческого музея и владельцем ТРЦ “Подоляны”, – рассказал Алексей Кайда. – К сожалению, никаких действий не было совершено, поэтому аналогичное обращение я направил в прокуратуру области, которая начала разбираться в деле. А 30 апреля, ночью, скульптуры потихоньку начали вывозить из торгового центра. Министерство культуры в официальном заявлении назвало причиной прекращения экспозиции несоответствие температурного режима. Я требую привлечь группу экспертов от Министерства культуры Украины для того, чтобы определить, не повреждены скульптуры Пинзеля и не произошло подмены работ автора. Этот вариант не стоит исключать, поскольку работы находились в помещении с высокой температурой, что перечеркнуло все предыдущие усилия международных реставраторов”.

Аргументация экспозиции благотворительным аукционом Алексей Кайда называет чушью, поскольку для сбора средств в торговом центре не было необходимости перевозить туда же раритетные скульптуры. К тому же, по словам депутата, известный тернопольский меценат Тарас Демкура без всяких аукционов выделил на реставрацию здания музея 50 тысяч гривен. Депутат подчеркнул, что видит в проведении вышеупомянутой экспозиции откровенный, организованную коррупцию.