Страна Facebook

Более миллиарда людей во всем мире активно пользуются социальной сетью Facebook. В Украине -более двух миллионов зарегистрированных пользователей ФБ.

Країна Facebook

Для одних это – контактник, где можно найти всех и вся, чтобы пообщаться. Еще для кого -подмена дневника и возможность сообщить на весь мир, что ел, где спал, о чем думал. Для многих ФБ -платформа для работы и незаменимый помощник. А еще это -источник новостей. В отдельных ситуациях социальная сеть может быть даже катализатором революций. Так что же такое Facebook, какие сильные и слабые стороны он таит и или составляет угрозу традиционным СМИ, выяснила корреспондент «ВЗ».

Чтобы «переплюнуть» Китай, осталось два шага

Если приравнять Facebook к стране, то по численности населения он окажется ни много ни мало -на третьем месте в мире. Впереди него -только Индия и Китай с населением свыше один миллиард триста миллионов человек. Украина сейчас по численности «населения» ФБ -63му месте среди стран мира. Средний возраст украинских ФБюзерів – 2426 лет.

—Пользуюсь ФБ с 2009 года, -рассказал корреспонденту “ВЗ” независимый медиаэксперт Отар Довженко. -За это время количество украинских пользователей возросло от нескольких сотен тысяч до более двух миллионов, и именно ФБ стал средой интеллектуальной, творческой, новостной коммуникации между активной частью общества. В России, например, эту функцию выполняет Livejournal, в Америке – Twitter. Вместе с тем, не следует переоценивать влияние ФБ: «ВКонтакте» благодаря пиратскому контенту имеет в десять раз больше пользователей, «Одноклассники» -втрое. Эти последние соцсети влияют на культуру общения в ФБ – еще несколько лет назад там было на порядок меньше тупых картинок и на порядок более содержательных высказываний.

Один из крупнейших камней, которые бросают в огород «Фейсбуке», -то, что он наймайстерніший пожиратель времени. Даже в самом ФБ шутки на эту тему — рекой. Мол, “Что делал?” -“В ФБ сидел” -“Что сделал?” — “Так я же в ФБ сидел”. «Фейсбук» -маленькое общество в обществе, которое не имеет границ, -говорит доцент факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франка, специалист в области социальных коммуникаций, медиакультуры Наталья Габор. – Те, кто ищет развлечений, найдут их и на ФБ. Трудоголики как в реальной жизни работали, так и будут это делать и в ФБ, находя возможности использовать социальные сети с профессиональной целью. В нашем быстром и активном мире остается мало времени на контакты. Так не лучше ли, чтобы люди общались через социальные сети, если альтернатива этому – не контактировать вообще?”.

Холодный душ или катализатор революций?

—Социальные сети дают значительно больше возможностей для общения и сплочения людей, как общины, -замечает Наталья Габор. -Часто слышим, что в Украине еще нет гражданского общества. Община как таковая не организовалась и не действует в своих интересах, когда это нужно и важно. Иногда отдельные вспышки есть, но в целом нет такого явления. По тому, как люди начали использовать социальные сети, вижу механизм сплочения гражданского общества в Украине.

Однако сплотиться – не значит начать действовать. Немало эмоций, претензий, замечаний или благих намерений, озвученных в «Фейсбуке», там же и остаются. Временем он становится полем для сублимации эмоций и желаний. «Одна журналистка метко сказала, что если бы сейчас была Оранжевая революция, то все закончилось бы тем, что большинство поставило бы свой like в Facebook, -отмечал в интервью корреспонденту «ВЗ» историк, публицист Ярослав Грицак. -В прошлом году Украина пересекла черту: сейчас у нас Интернетом пользуются 30 процентов украинцев. Это, как говорят, специалисты, take off – момент, когда самолет отрывается от земли. По такому показателю контролировать цензурировать информацию становится все труднее -почти невозможно. С другой стороны, растут возможности для манипуляций. Скажем, перенос нашей протестной энергии в виртуальное пространство, где она расплывается как масло по воде, не создавая никакого эффекта».

«Так, явление, когда люди скорее “лайкнуть” в ФБ, чем выйдут на улицы, заметное, -говорит Наталья Габор. -Но мне кажется, что это -конкретно наша, украинская, черта и она, собственно, післяпомаранчева. Если бы не было искреннего взрыва на Майдане 2004 года и той пассивности и уныния, на которую спровоцировала власть людей, у нас были бы не только «лайки», но и действия. В России люди, пообщавшись через социальные сети и поняв, что так дальше жить нельзя, вышли на площадь. В США была акция «Оккупируй уолл стрит»: именно после разговоров, дискуссий в социальных сетях американские протесты вылились на улицу. Можно говорить и о механизме “организации” Арабской весны. То, что происходило в арабских странах и что было не принято обсуждать в обществе, обсуждался через социальные сети, которые и помогли людям выйти на улицы. И в дальнейшем люди контактировали между собой через соцсети, «твітячи», что с ними, где они и как. Видео появлялось на YouTube, фото -в «Фейсбуке». И только потом все это аналитически осмислювалося в традиционных СМИ”.

ФБ против СМИ. Кто кого?

Новости в ФБ разлетаются как горячие пирожки. Кто-то где-то увидел, услышал – перепостил, прокомментировал. Его френды подхватили информацию – и она полетела, набирая масштабов и оборотов. По скорости реагирования ФБ «обскакує» традиционные СМИ. В конце концов, все чаще, те, кто «подсел» на «Фейсбук», именно его называют главным, а то и единственным источником новостей. И удастся ФБ вытеснить СМИ и ставит ли он себе такую цель?

—Если сравнивать социальные медиа с традиционными как носители и среда распространения информации, то их главные преимущества – общедоступность, бесплатность, мгновенность (что значительно круче за «оперативность»), полілогічність, глобальность и эффективный природный механизм фильтрации важных информационных поводов, отсеивает мусор, -говорит Отар Довженко. -Но есть и недостатки: главный заключается в том, что человек замуровывает себя в социальных медиа, формируя свое информационное пространство исключительно из тех источников, которые ей нравятся или близки по духу. Это повышает риск дезинформации или даже информационной изоляции: происходит что-то важное, но мы об этом не узнаем, потому что наши френды об этом не пишут. Традиционные СМИ все-таки стараются подбирать информацию по определенным условным общечеловеческим критерием важности. Второе преимущество традиционных (но только качественных, в Украине их почти нет) СМИ в том, что они придерживаются стандарта проверки информации, тогда как в соцсетях новости часто распространяются некритично.

«В ФБ важная личное доверие к тому, кто “постится” ту или иную информацию, -говорит медиаэксперт Алим Алиев. -Если доверяете этому френду, то читаете его новости, «лайкаєте», распространяете их. А в контексте традиционных СМИ лучше работает институциональная доверие. Доверяете конкретному изданию независимо от того, кто автор новости или статьи, или нет. Если говорить о преимуществах традиционных хороших СМИ, то там представлены точки зрения нескольких сторон, а в ФБ это в основном точка зрения только того, кто “постится” определенный пост, которая может быть субъективным». «Социальные сети становятся для журналистов официальным источником информации, -акцентирует Алим. -ФБ генерирует новости. Там от политиков, бизнесменов, журналистов, общественных деятелей можно узнать самую свежую новость из первых уст. В конце концов, ФБ не вытесняет и не конкурирует с традиционными СМИ, а создает механизмы взаимодействия. СМИ производят новости, а ФБ распространяет их и становится платформой для рефлектирующего реагирования. Раньше новости, события обсуждали на кухнях, а сейчас -в соцсетях».

«Есть виды медийного контента, востребованы аудиторией, которые никогда не будут производиться бесплатно, на голом энтузиазме, -резюмирует Отар Довженко. -Это преимущественно телевизионные и сложные газетножурнальні форматы, которые требуют времени, денег и очень специфической квалификации. Поэтому профессиональные СМИ и журналисты будут нужны как производители контента. А вот первичным средой распространения их контента могут стать – и уже, собственно, и становятся, -социальные медиа. Я новости узнаю из ссылок на публикации в традиционных СМИ, которые распространяются в ФБ. Этой тенденции – когда пользователь не заходит на сайты онлайнвидань, а получает ленту заголовков там, где ему удобно, -уже около десяти лет. Началось с РСС, затем трансляции в блогхостингові системы, соцсети и «Твиттер».

Справка «ВЗ»

Facebook («Фейсбук», ФБ) — популярная социальная сеть, которую основал в 2004 году Марк Цукерберг. Она, в частности, позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, добавлять друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах»страницах, загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам).

Пост — сообщение; поститься — дописывать, перепощувати — распространять в ФБ опубликованную информацию.

Like (лайк) — кнопка в ФБ, нажав которую, высказываешь одобрение написанному посту.

Комментарии для «ВЗ»

«ПРОТИВНИК ФБ»

Країна Facebook

Петр МАГА (телеведущий

Меня нет ни в одной соцсети. И это -принципиально. Любой публичный человек вызывает нездоровое желание у извращенцев, людей с больным чувством чести пройтись по ней, написать, прокомментировать. Сделал доброе дело и написал об этом – значит, піаришся. Переживаешь неудачу и поделился этим — вот вам повод для злобствование.

Нормально общаюсь со своей семьей, друзьями. Зачем должен еще и общаться с незнакомыми мне людьми? Какой-то там Ваня Иванов хочет подружиться со мной на «Фейсбуке». Но мне это зачем? Когда мне кто-то говорит: “Да у меня 6000 друзей на «Фейсбуке»!”, отвечаю: “Ты -идиот”. У меня друзей (специально считал) -шесть. Друг проверяется в беде и в добрые. А называть другом кого-то там в соцсети… Вот подпишусь я на это ФБ, и что? Появится у меня 6000 человек, которые будут со мной переписываться. Для чего? Делиться с ними чем-то? Не хочу. Да и чем? Любая радость, вынесенная на показ, – розхлюпана, растрачена радость. А проблемы твои никого не волнуют.

Использовать «Фейсбук» как источник информации? Никем не подтвержденной, из пальца высосанной, без ссылки на источники? Нет, спасибо.

«ПАТРИОТ ФБ»

Країна Facebook

Завен БАБЛОЯН,

издатель, переводчик, в ФБ с 2009 года

ФБ у меня практически всегда «в фоновом режиме». Это что-то вроде того, как люди слушают музыку во время работы. То есть уделяю ему времени и много, и незаметно мало одновременно. Конечно, могу себе представить жизнь без ФБ, потому что четыре года назад оно таким и было. Изменилось бы? Примерно, как жизнь меломана, в компьютере которого сломалось аудио.

Новости узнаю почти исключительно из ФБ. «Фейсбук» для меня – не столько сеть, сколько сетка, тенета, в которые попадают разные интересные вещи. Это далеко не только и не прежде всего новости, а такая редкая и ценная добыча, как мысли, наблюдения и чувства других людей, знакомых и незнакомых. Это -как книга, которую постоянно пишут люди, исторически тебе дорогие или те, которых ты открыл для себя благодаря этим тенетам.

Поскольку ФБ – не нечто навязанное, а сервис, которым пользуешься добровольно, было бы странно видеть в нем минусы. Можно сетовать на то, что он «отвлекает», но это не он отвращает, это ты сам отвлекаешься. Вместе с тем, он также дисциплинирует, и не только в смысле распределения внимания, но и в твоем отношении к собственных наблюдений, эмоций и мыслей, приучает доводить их до определенной четкости, как-то формулировать хотя бы внутренне, для себя самого.