Корреспондент «ВЗ» убедился, что группировка Бабая прекратило свою деятельность. Временно или навсегда?
Апелляционный суд города Киева оставил без изменений постановление Голосеевского районного суда, которым криминальному авторитету Бабаю, которого киевляне называли “директором вокзала”, и его сообщнику избрана мера пресечения — содержание под стражей. В день, когда Бабая из изолятора временного содержания этапировали в СИЗО, корреспондент “ВЗ” решил собственными глазами увидеть, что с группировкой Бабая на Центральном железнодорожном вокзале Киева распрощались навсегда.
Бабай и его команда
О 56-летнего уроженца Баку (Азербайджан) Юрия Багиева киевляне узнали в 1990 году. Тогда он собрал команду из около полторы сотни боевиков и взял “под крышу” перевозчиков и таксистов, которые обслуживали пассажиров вокзала. Впоследствии бабаївцям стал подчиняться весь теневой и полутеневой бизнес, что кормился “с вокзала”.
В начале двухтысячных годов от Бабая больше всего страдали “лодочки”, которые ехали транзитом через Киев. Люди с “кравчучками” на перроне должны платить откупные “браткам” Бабая.
Жертвами вокзальных рэкетиров стало и много заробитчан с Западной Украины, через Киев возвращались с заработков в родные села. Больше всего бандитов интересовали поезда, следовавшие из столицы в Закарпатье. Возможно, из-за того, что закарпатские строители, возвращаясь из России, уже в Киеве начинали пить так, будто дома их ожидал сухой закон. Подвыпивших закарпатцев отводили на перроне подальше и обдирали как липку. Трезвее хозяина должны были платить бандитам, уже когда поезд отправлялся на запад. Коренастые парни в кожанках называли бригадирам “шабашек” сумму, без уплаты которой дорога домой могла завершиться на первой остановке поезда.
Когда милиция бессильна
Покончить с господством криминального авторитета на главном железнодорожном вокзале Украины правоохранители пытались много раз, но неудачно. В 2009 году провести операцию по ликвидации группировки Бабая поручили линейной милиции. Контро-лював оперативные мероприятия непосредственно тогдашний заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль. Во время задержания у Бабая изъяли несколько серьезных “корочек”. В частности подписанное начальником управления ГАИ города Киева удостоверение внештатного сотрудника ГАИ и аккредитационное удостоверение Центра общественных связей МВД, выданное… журналисту Багієву, который якобы работал в одной из самых тиражных газет Украины корреспондентом. Находясь в камере СИЗО, Бабай продолжал контролировать деятельность своей группировки. Вскоре его признали виновным в “противодействии законной хозяйственной деятельности” и приговорили к… условному сроку лишения свободы.
На этот раз на ликвидацию группировки Бабая направили сотрудников главного управления по борьбе с оргпреступностью МВД, которые длительное время документировали деятельность “директора вокзала”.
“Под контролем Бабая работали карманники, мошенники, “лохотронщики”, “напер-сточ-ники”, “клофелінщиці”, кон—тра-бандисти, валютные менялы, а также таксисты, стихийные продавцы и “квартирницы”, – рассказал о выводах милиции заместитель начальника ГУБОП МВД Виталий Стрижак. – Бабай стал ключевой фигурой в преступной среде-выше вокзала. Он и его приспешники требовали деньги с предпринимателей, которые занимаются пассажирскими перевозками. Бизнесмены должны были платить ежедневную дань за непрепятствование их законной деятельности. Она составляла всего сто гривен. И, несмотря на то, что на маршрут выходило 120-140 перевозчиков ежедневно, не трудно подсчитать доходы злоумышленников. В случае отказа платить дань предпринимателям угрожали старые методы – блокирование транспорта, угрозы, поджоги и демонстрация силы”…
“Бойцы Бабая, – продолжал рассказывать о деятельности “директора вокзала” Стрижак, – приезжали на вокзал за деньгами каждый день, а сам Бабай, получив опыт в учреждениях исполнения наказаний, стал еще более аккуратным в своих делах и наведывался “на территорию” лишь два раза в неделю. Причем в сопровождении водителя и охранников”.
Правоохранителям было крайне трудно документировать деятельность злоумышленников за то, что почти все жертвы вымогателей категорически отказывались писать заявления о вымогательстве. Потому что были убеждены, что Бабай действовал под милицейской “крышей”.
Перекупщиков заменили «білетники»
В день, когда решением суда Бабая посадили в СИЗО, на его “территории”, казалось, ничего не изменилось. На входе до главного железнодорожного вокзала Киева я увидел, как два милиционера пытались разбудить бомжа, который мешал пассажирам входить и выходить с вокзала. Перед посадкой на поезд планировал что-то перекусить в буфете. И, на свою беду, присмотрелся к бомжа, увидел слюну, которая свисала из беззубого рта, и желание поесть возобновилось не скоро. Милиционеры так и не осмелились при мне поднять спящий инкубатор вшей и вытащить его из вокзала.
В зале, где продают билеты, очереди были небольшие. И только подошел к табло движения поездов, как ко мне начали подходить ребята с невыразительными лицами, которые спрашивали, не нужен билет. “Они же именные!” – удивляюсь. И через несколько минут общения узнаю, что возврат к именным билетам никак не ударило по “вокзальной мафии”. Просто перекупщиков заменили “білетники”.
Раньше, объясняли мне представители теневой сферы вокзальных услуг, на вокзалах работали перекупщики. Брали количеством. На Киевском вокзале, скажем, в кас каждое утро перед открытием подходили около 150-ти “штыков”, которыми руководил “бригадир”. Эти ребята скупили в кассах билеты на все популярные направления (зимой – до Львова, летом – до Симферополя и Одессы). Позже эти билеты перепродавали по значительно более высоким ценам пассажирам.
С появлением именных билетов перекупщиков заменили “білетники”.
Эти работают в тесной связке с касирками и делятся с ними прибылями. “Білетники” сотрудничают с касирками, которые обслуживают “бронь” – в кассах для военнослужащих, железнодорожников, сотрудников силовых структур, льготников. “Білетники” выискивают пассажиров, которые не смогли купить билеты в кассах (работницы последних специально придерживают билеты), и предлагают свои услуги. Получив аванс (полцены билета) и записав паспортные данные пассажира, “білетник” идет к “своей” кассирше и покупает билет для клиента.
Работают “білетники” и с работницами общих касс. В этих кассах каждый час объявляется перерыв на 15-20 минут. Именно во время этих перерывов кассиршам на мобильные передают фамилии пассажиров, которые уже заплатили “білетникам”.
Милиции на киевском вокзале маловато. Заметил лишь нескольких милиционеров, которые наблюдали за обстановкой возле эскалатора, которым пассажиры поднимаются к выходу на перроны. За общественным порядком на вокзале следят сотрудники какой-то охранной структуры. Они обходили пассажирские залы и деликатно будили людей, которые засыпали, дожидаясь поездов, возле своих чемоданов. Чтобы не стали жертвами вокзальных воров.
На стометровке между вокзалом и станцией метро предлагают квартиры “неподалеку” десятки женщин. Попытался расспросить у них о Бабае. И едва услышав это прозвище, тетушки прекращали разговор. Менее пугливым оказался перевозчик, который выкрикивал: “Кому в Белой Церкви?.. Кому в Белой Церкви?..”.
“Когда отправимся?” – выдаю себя за потенциального пассажира. “Как только насобираем людей”,– отвечает. Слово за Слово, и вспомнили о “директора вокзала”. “Думаешь, его посадят с таким баблом?” – рассуждает перевозчик. И добавил: “А если и посадят, найдется замена. А то мы глотки друг другу перегрызем. Кто-то должен следить, чтобы никто не лез без очереди, не забирал из-под носа пассажиров…”.