«Учителя не жируют, но и не нищенствуют»


Об учащихся, учителей, родителей и кошелек школьного педагога.

«Вчителі не жирують, але й не жебракують»

Накануне Дня работников образования я встретилась с бывшим классным руководителем своей дочери. Пригласила на кофе, чтобы поговорить, как говорят, душа в душу о теперешнем житье-бытье учителя. Моя Софийка в этом году закончила университет, уже работает. Но ее школу и классного руководителя Елену Евгеньевну часто вспоминаем с теплотой и благодарностью. Не только вспоминаем, время от времени созваниваемся, обмениваемся смс, поздравляем друг друга с днем рождения и профессиональными праздниками.

Елена Евгеньевна — учительница от Бога (извините за журналистский штамп). Более 30 лет в профессии. Но всегда энергичная, задорная, такая себе оптимистка по жизни. Спрашиваю, не устала ли учительствовать? Задумывается. “Усталость накапливается, — признается, — но зайду в класс, увижу детей, они тебе улыбнутся, и в этот момент осознаю, что очень люблю свою работу”. Собственно без любви к профессии и, в первую очередь, без любви к детям, учителю в классе нечего делать. “Дети очень чувствуют учителей. К ним надо идти только с уважением и любовью, и они обычно тем самым будут отвечать”, — говорит. Без такой внутренней установки работа будет не в радость. “А встречали ли вы учителей, которые не любили детей?” — спрашиваю. “Очень мало. Была в нашей школе учительница, которая к ученикам относилась подчеркнуто холодно, отстраненно. Недолго продержалась. Уволилась. Не знаю, дети ее выжили, сама решила уйти. Нашла работу секретарши в каком-то офисе”.

Спрашиваю учительницу о наболевшем, о что, условно говоря, говорят в учительских, на что больше всего жалуются? Видимо, на низкую зарплату? Бедствуют? Зарплата, говорит, конечно, низкая, но сказать, что бедствуют, не может. Не жируют, конечно, но и не попрошайничают. Елена — учитель высшей категории, старший учитель, классный руководитель, имеет более 20 часов в неделю, доплату за выслугу лет, “за кабинет”… Одно слово, при базовой ставке 2.500 со всеми надбавками зарабатывает более пяти тысяч. Еще тисячки имеет в месяц с дополнительных занятий. Говорит, большинство учителей дают себе раду. Ищут подработки. Одни дают ученикам дополнительные уроки, помогают с домашним заданием. Родители за дополнительный урок платят 70-100 грн. Другие занимаются репетиторством, бегают по домам к чужим школьников. Хотя не каждый день удается заработать. Сегодня ученик, завтра занятия отменили, потому что заболел или имеет другие дела. “Чтобы заработать лишнюю копейку, надо очень набегаться по учащимся, насидітися с ними, — говорит Елена Евгеньевна. — Мой рабочий день начинается в полдевятого. Это уже первый урок. Сегодня у меня было семь уроков. В третий закончила. Потом к ученику домой. Вечером как выжатый лимон. Да и дети разные. Есть такие, извините, тупые, что учи не учи — результата ноль, а родители не довольны, с претензиями. Есть энергетические вампиры, просто монстрики. Был у меня один такой “кровопийца”. Шла к нему как на экзекуцию. Я ему объясняю, а он фыркает, спорит, ест во время урока. Отказалась от него. Не хочу тех денег”…

Конечно, тема зарплат для учителя самая болезненная. Сейчас, например, все бюджетники с ужасом ждут новых платежек за газ и электричество. Понимают, что когда оплатят все коммунальные услуги, то от зарплаты мало что останется. А надо и новые сапоги на зиму купить, и гардероб обновить. Учитель должен выглядеть если не модно, то, по крайней мере, аккуратно одетым. Как говорят в таких случаях, бедненько, но чистенько. Хотя есть учителя, которые не могут позволить себе новой одежды купить. Так и ходят в одном и том же годами. Конечно, и отношение детей к такой учительницы будет соответствующее. По крайней мере кумиром такая учительница точно не будет. “Я обычно надеваю брюки и блузку, потому что на колготки, которые рвутся в наши парты, не наработаешься”, — говорит Елена Евгеньевна. Конечно, и прическу хочется красивую иметь, и духи себе хорошие купить, но о таком остается только мечтать. Голову утром успела помыть, и хорошо.

У Елены уже двое внуков. Они от бабушки всегда ждут подарки. Когда в гости приходят, первым делом спрашивают: “А что есть вкусненького?”. “Мой муж уже несколько лет не работает. Фирмочка, где работал, обанкротилась. Поэтому вдвоем живем только на мою зарплату, — продолжает нашу беседу. — Разумеется, приходится экономить на всем. Вот ко Дню работников образования должны дать премию в размере 80 процентов от оклада. Радуемся”.

Спрашиваю, родители дарят на День учителя конфеты или другие презенты? “Прошли те времена, когда дарили презенты. Сейчас и родители обеднели. Если несколько коробок на праздник принесут, то раздам нашим девушкам, которым никто конфет не подарит, — библиотекарям, уборщицам… Цветы, 1 сентября дарят, также им раздаю. Хотя сейчас красивых букетов и не приносят, они дорогие. Так, по несколько хризантем…”. Елена ко всему относится с пониманием, родителей не обсуждает и не осуждает. “Есть разные родители. Есть такие, что ценят учителя, хотят помочь, посодействовать, что-то в кабинет, где учатся их дети, докупить. А есть жмоти. Например, в фонд школы все сдают сто гривен на год. Небольшие деньги, согласитесь. На них покупаем туалетную бумагу, жидкое мыло, моющие средства и тому подобное. Но есть родители, которые приниципово не сдают. Никто же себе эти деньги в карман не кладет. Это для потребностей их детей…”.

Деликатно интересуюсь, выпускные классы дарят памятный подарок классному руководителю? Удивляется моему вопросу. “Школе памятный подарок дарят — плазму, или что-то за потребностью школы. А учителю давно ничего не дарили. Несколько лет назад мне вышитую рубашку подарили”, — вспоминает. И добавляет, вздыхая: “Нас, учителей, уже несколько лет на выпускной не приглашают. Вот в эту пятницу идем в кафе отмечать профессиональный праздник. Все учителя скинулись по 200 гривен, а я согласилась пирог дома испечь”.

Каким должен быть современный учитель? “Молодой, — отвечает Елена. — Школа молодых ждет. Сейчас детей учат в основном те, кому за 40-50 лет. Молодежь в профессию идет неохотно. Нет мотивации. Способные учителя, в частности иностранных языков, предпочитают уехать на работу за границу. У нас в школе была на практике хорошая девочка-англичанка. Поехала в Польшу”.

Депутаты Верховной Рады хотели принять какой-то закон о возрастной ценз в образовании. Но вовремя передумали ограничивать возраст учителя и средней школы, и высшей, ибо поняли, что некому будет детей учить. Но пенсионеры, по убеждению Елены, не должны работать в школе. Дети старых не воспринимают. Да и жизнь сейчас с каждым днем становится все мобильнее. Появляются новые технологии, мы за этим не успеваем. А учитель должен говорить с учеником на одном языке. Чтобы воспитать современное поколение, надо самому быть современным.

В конце спрашиваю, хотят ли современные дети учиться? “К сожалению, много инфантильных детей. В моем классе из 30 детей только десять действительно грызут гранит науки. Другие — “отбывают номер”. Я им втолковываю, что сейчас блата нет, чтобы получить престижную работу. Чтобы устроиться в жизни, надо иметь знания, уметь критически думать. В конце концов, уметь учиться. Причем всю жизнь. А где этому можно научиться? Только в школе”.