«Учителя признали, что нарушили процедуру во время тестирования»

По мнению журналистки, которая является мамой 6-летнего сына, тесты для поступления в специализированные школы — это «моральные пытки для детей».

«Вчителі визнали, що порушили процедуру під час тестування»

“Моего 6,5-летнего Ванюши не приняли в школу. Специализированную, с углубленным изучением английского, — написала на своей странице в “Фейсбуке” мама, львовская журналистка Виктория Балицкая. — Не прошел «диагностики готовности к школе» — так называлось тестирование или собеседование, или как это правильно назвать? Ваня — мальчик подвижный, хорошо развит, но он волновался. Ходит на рисование и рисует замечательные, как для ребенка, картины. А на тестировании не смог нарисовать человека, потому что испугался. Как потом рассказал отцу: «Я боялся, что им не понравится». Не смог подобрать определения к слову «снег», сказал только «белый». Как потом объяснил папе: «Я хотел сказать, что это ледяная вода, но боялся, что мне не поверят»… Он еще не ходил в школу, а она уже породила в его детской душе страх!”.

Этот пост в соцсетях вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Сотни людей делились собственным опытом, как их дети-первоклассники сдавали тесты, когда шли в школу или гимназии. “Что-то мне кажется, что теперь уже и при поступлении в школу надо иметь блаты, — пишут пользователи соцсетей. — Детей должны оценивать психологи перед школой, но это надо делать в садике. В привычной для них обстановке. А не вести их в незнакомых теток и дядек и ожидать, что ребенок перед ними раскроется”. “У меня была такая же ситуация, процитирую еще одну запись. — Нам после собеседования ничего не оставалось, как подать документы в другую школу. А перед первым сентября позвонил директор и сказал, что освободилось одно место. Две мои дочери — отличницы. Меньшая закончила в этом году начальную школу с похвальным листом. Хотя школа специализированная и совсем непросто в ней учиться”.

Школа №2 расположена возле дома, где живет семья Виктории Балицької. В это учебное заведение ходит их старший сын. “Мужчине не смогли объяснить, почему его ребенка не приняли в школу, — рассказала Виктория. — Учительница сказала что-то вроде “Психолог что-то там заметила не то”. И еще, “у него очень плохо с рисунком!”. Человек спросил, что может быть плохого с рисунком маленького ребенка? Четкого ответа не получил”.

Психолог в садике признал Иванка вполне готовым к школе. Были и тесты, и воспитательница свои выводы делала. Госпожа Виктория доверяет этим выводам. Поэтому, когда ребенок “провалила” экзамен в школе, мама написала заявление и попросила дать письменный ответ, почему ее ребенка не приняли в школу. Завуч была удивлена таким требованием… “Эти тесты — моральные пытки над детьми, — продолжает мама. — Источник развития комплексов и заниженной самооценки. Ребенок переживает и понимает, что она какая-то не такая. В школу подали заявления 150 детей, а мест-120. То есть 30 детей, с большой вероятностью, получили психотравмы».

В. а. начальника управления образования Львовского горсовета Зоряна Довганик говорит, для зачисления в школу у первоклассников не имеют права проверять умение читать, писать и считать, — поскольку все эти вещи предусмотрены для усвоения ребенком в начальной школе. «Проверка интеллектуальных способностей и готовности ребенка к систематическому обучению может проводиться только в специализированных школах, лицеях и гимназиях, — отметила чиновница. — Общение должно проходить при обязательном присутствии родителей этого ребенка и практического психолога, но не более трех человек. Практический психолог проводит дружественную собеседование с ребенком. Определяется уровень умственного развития ребенка, способность воспринимать и изучать те предметы, которые являются специализированными в этой школе. Как правило, речь идет об иностранных языках. Также рассматривается физическая готовность ребенка, о которой говорит медицинский представитель: развитие у ребенка воображения, мышления, речи и личная готовность, — насколько ребенок активен, инициативен, умеет ладить со взрослыми и сверстниками».

После собеседования комиссия в пятидневный срок должна дать ответ родителям, зачислили ребенка в школу или нет. Если в школе отказали в праве учиться, родители имеют право подать апелляцию и обратиться в районное управление образования. Далее в учебном заведении вновь рассматриваться результаты конкурсного собеседования, после чего будет принято окончательное решение. Как отметила Зоряна Довганик, в среднем на одно место в специализированных школах, лицеях и гимназиях Львова претендуют 2-3 первоклассники.

Вместе с этим чиновница подчеркнула: «Мы неоднократно обращались в Министерство образования и науки с просьбой отменить конкурсные испытания для первоклассников, поскольку это дополнительная психологическая нагрузка на ребенка. Такие изменения «копеечные», а в новом законе об образовании вообще не предусмотрено создание специализированных школ. Как следствие, ребенок будет идти в начальную школу по месту жительства. Однако сейчас, согласно инструкции, утвержденной министерством, в специализированные школы, гимназии и лицей детей принимают на конкурсной основе».

Психологи уверены, что вступительные тесты в спецшкол могут отбить у ребенка желание учиться. «Они для детей создают очень большой стресс. Ребенок идет отвечать, знает ответ на вопрос, а на нее смотрят трое, а то и больше взрослых людей. Создают такую ситуацию, когда ребенок теряется», – утверждает детский психолог Ульяна Бонцьо.

Учитель музыки Мария Пилипчак (с 35-летним опытом работы) говорит, никогда не тестировала детей при поступлении (учит детей петь в фольклорном ансамбле). “Все эти диагностики — пережиток советского мышления. Где те диагносты, которые сказали Эйнштейну, что он тупой? Где те, кто сказали Верди, что у него по два слоны на каждом ухе? Кто знает их фамилии? Слух есть у всех, просто у одних на поверхности и быстро поддается развитию, а в других глубже закопан. Я беру желающих обучаться пению. Приходят дети, порой совсем со слабыми данными. Но очень хотят петь. Единственное, что ускоряет развитие, — благоприятная атмосфера, любовь к детям и высокий профессионализм учителя”.

Я позвонила в СШ №2, чтобы узнать мнение учителей этой школы, насколько профессиональны их тесты. Знаю, что Иванка спрашивали, как правильно переходить улицу. А ребенок знает, как правильно переходить дорогу… В приемной мне сказали, что все руководство — на апелляции, потом — на совещании. Я оставила свой мобильный, но мне так никто и не позвонил… Зато Виктория Балицкая рассказала, что они таки пошли на апелляцию. Во время тестов присутствовала в. а. начальника управления образования ЛГС Звездная Довганик. Учителя признали, что они нарушили процедуру во время тестирования. “Согласно закону, во время заданий в спецшколе должны присутствовать родители. Отца на рисовании не было, — рассказала мама. — А это нарушение. Также на одном из этапов отец слышал, что ребенок ответила на два вопроса из трех, а в протокол внесли только один ответ. Мы два часа это доказывали. Но сына все-таки зачислили в школу”.