Улыбка преодолевает «офисную дедовщину»

Как влиться в новый коллектив?

Усмішка долає «офісну дідівщину»

Смена работы — всегда стресс, ведь на месте работы проводим львиную долю своей жизни и нередко контактируем с коллегами чаще, чем с членами семьи. Адаптироваться в новом трудовом коллективе — задача непростая и одновременно очень важное. Как сделать это без особого вреда для нервной системы?

По СЛОВАМ психолога Андрея Романца, новички всегда оказываются в тяжелом положении, ведь должны успешно пройти испытательный срок, оправдать надежды работодателя и еще и “прописаться” в новом коллективе. Не всегда “старожилы” готовы тепло принимать “чужака”. Для многих из них новичок — возможность покрасоваться, испытать себя в роли наставника, повысить собственную самооценку.

Нередко коллеги не желают идти навстречу новому человеку через банальный страх, конкуренцию. Не так давно появился новый термин — моббинг. Под ним понимают травлю новичков или “офисную дедовщину”. Основатель и директор британской компании The Field Foundation Тим Филд в 1997 году создал в Интернете посвященный моббінгу ресурс. Он подсчитал, что целенаправленное преследование или несправедливое отношение к работнику со стороны коллег ежегодно обходится британской экономике 30 млрд. евро. В Швеции приняли специальный закон, который запрещает моббинг. Европейские специалисты провели исследова-ния, во время которого подсчитали, что в 76% следствием “офисной дедовщины” становится стресс, у 71% — бессонница, в 60% — паранойя, в 55% — головные боли, у 49% — ночные кошмары, в 41% — чувство отстраненности, в 38% — сомнение и стыд. По оценке немецких психиатров, моббинг — причина 10% самоубийств.

“Офисная дедовщина” проявляется в том, что новичку не оказывают необходимой для работы информации, игнорируют его просьбы или, если пришел на руководящую должность, — распоряжение. На новоиспеченного “козла отпущения” сваливают всю черную работу и чужие обязанности, “подставляют” перед руководством.

Если на вашу долю выпала горькая участие стать жертвой моббінгу, психотерапевт Галина Мазуренко советует посмотреть на себя с критической точки зрения. Если чувствуете, что вам не хватает необходимых для успешной работы знаний и умений, — старайтесь повысить свой уровень. Зато не стоит торопиться искоренять качества, которые новоиспеченные коллеги считают недостатками. Это их мнение, которое следует учесть, но не обязательно с ней соглашаться.

Обратите внимание, имеете ли вы вредные привычки. Опрос офисных работников показал, что коллег больше всего раздражает курение, пустые разговоры, плиткарство, личные разговоры по телефону, хамство, неряшливость, высокомерие, постоянные опоздания, безответственность, лень и навязчивость. Галина советует отказаться от привычки лопать на рабочем месте семечки, жевать жвачки, пользоваться резкими духами. Не желательно приходить на новое рабочее место с дорогим телефоном, а тем более — выставлять на нем громкий звонок, который услышат во всех уголках офиса. Категорически запрещено критиковать коллег, высказывать свою антипатию, рассказывать кому-то доверенные вам секреты. Желательно обратить внимание на свой гардероб. Не приходите на работу в откровенном, подчеркнуто дорогом и экстравагантном одеянии. Роль “серой мыши” тоже играть не стоит: придерживайтесь золотой середины, отдавайте предпочтение аккуратному, элегантному и сдержанному наряду.