Второе в жизни 1 сентября

В специализированном интернате благодаря волонтерам 18-летний александр, 15-летний Дима и другие дети наконец учатся читать и писать.

Друге в житті 1 вересня

Несколько месяцев назад мой приятель начал работать в благотворительной организации, занимающейся помощью детям-сиротам, которые оказались в интернатах за инвалидность. С тех пор эта тема постоянно всплывает при каждой встрече, при каждом разговоре. Недавно услышала историю про мальчика Сашу, для которого волонтеры добились права на обучение. Весной Саша закончил 1-й класс, ему тогда было… 17 лет.

Так открылась параллельная реальность, о которой я не знала. Да и много кто не знает о том, что в нашей стране есть огромное количество специализированных учреждений, где дети находятся в фактической изоляции от окружающего мира. Даже если такое заведение идеален и его подопечные получают все, что им положено по закону, то с ними работают нянечки. Их задача – помыть, переодеть, накормить. А про такие нюансы, как образование, адаптация ребенка к жизни в мире – не говорится. Из интерната для детей выпускники автоматически перекочевывают в интернаты для взрослых. Замкнутый круг, другая планета, но все это – рядом с нами.

До интерната в селе Залучье Снятинского района я поехала, чтобы записать историю уже 18-летнего второклассника. В машине нас восемь, большинство едет впервые.

Территория интерната велико. Здесь и грядки со здоровенными тыквами, и клумбы с цветами. Только выходим из машины, слышны крики – некоторые из воспитанников уже увидел знакомых посетителей и бежит здороваться. Большинство пока что держится на расстоянии, стесняется.

Знакомлюсь с Сашей. Парень приветливо улыбается, на вопрос, можно ли написать о нем, кивает головой.

Подходят более смелые дети. “Как тебя зовут?” – спрашивает и улыбается.

Девочка Вика берет меня за руку, тянет за собой.

– Куда идем? – спрашиваю.

Молчит. Немножко гуляем, садимся на качели. На любые попытки разговорить ее Вика только краснеет, но не выпускает мою ладонь. Вдруг поняла: ей хочется именно этого, просто походить с кем-то, держась за руку.

За это время ребята-волонтеры выносят на руках колясочников. Детские комнаты – на втором этаже, специального лифта для инвалидов нет. Поэтому такие визиты – возможность для детей побывать на улице, выйти за пределы дома. Пусть недалеко, только на территорию заведения.

“Разбираем” колясочников, медленно гуляем по территории. Знакомлюсь с 15-летним Димой. Они с Сашей “одноклассники”, вместе закончили 1-й класс. Ребята очень хвалят учительницу, которая приходит заниматься с ними. Рассказывают, что уже выучили буквы и цифры, могут немного читать.

– Задай нам задачи! – просит Дима.

Ребята задумываются, слыша вопрос, но таки дают правильные ответы. Они рассказывают о уроки музыки, на которых учатся петь украинских народных песен, о том, что любят больше писать, чем считать. Обычные школьники…

Дима еще не знает, кем хотел бы стать в будущем. Зато Саша свой выбор сделал. Объясняет, что сначала надо выучиться, а потом он хочет открыть большой приют для собак, чтобы кормить животных, купать, ухаживать за ними… Он и сам мечтает о собаке: крупный, но не пушистую.

Долго разговаривать не удается. Другие дети уже привыкли к нам, дергают, куда-то ведут, что-то показывают. Несколько девочек оккупировали волонтерку с длинными светлыми волосами, пробуют заплетать ей косички.

Разговор со мной заводит Василий. Он увлекается хенд-мейдом, хочет научиться делать изделия из кожи. Ему даже пообещали подарить специальные инструменты. Но…

– Мне бы учителя, – сверяется паренек. – Ненадолго, хоть на несколько часов. Просто, чтобы показал, как этими инструментами пользоваться, а дальше – я научусь.

Нянечка раздает подопечным печенье и конфеты. Разговор переключается на еду и почему-то на лук.

– А как она растет? – спрашивают дети.

Рассказываю про маленькие луковички, которые растут на грядке. Слушают, как интересный приключенческий роман.

Им все интересно. О птицах и животных, о каждом растении и о людях.

Лиза долго гладит меня по лицу, наконец говорит:

– Ты такая красивая! У тебя есть уши.

Оглядываюсь вокруг – безухих людей не видно. Но Лиза не знает, как еще выразить словами свою симпатию.

Пора прощаться. Саша отдает мне еловую шишку. Как она попала к нему – неизвестно. Но только он очень ею тешился, и все дети завистливо смотрели на эту шишку.

– Оставь себе, – говорю.

– Нет, возьми! – просит Саша.

Понимаю, он больше нет что подарить, а ему так хочется сделать мне что-то приятное. Смотрит искренне своими огромными голубыми глазами, и от него столько света – аж слепит.

Василий ерзает на своем кресле. У него нет шишки. Наконец решается:

– А я знаю наизусть стихотворение. Я тебе расскажу. Подарю тебе этот стих, и он будет твой.

Рассказывает про аистов, которые летят к родному дому, дети внимательно слушают, улыбаются.

– Я бы не смог (не смогла) туда поехать! – говорят знакомые. – То так тяжело эмоционально!

Каюсь. Тоже так думала до недавнего времени. Думала, что увижу сконцентрирован на одной территории боль и отчаяние детей, изолированных от мира. Зато увидела много света и любви.

Они не умеют что-то брать от окружающих, но очень хотят отдавать. Все, что имеют, даже если это еловая шишка.

Не надо бояться ехать в такие интернаты. Снесите на руках ребенка по лестнице, покажите ему дерева и птичку, расскажите, как растет кочан капусты или картофель. Вы откроете этому ребенку большой мир.

Конечно, не все интернаты открыты. От волонтеров я слышу множество историй о том, как руководство некоторых заведений не пускает посетителей на территорию.

Нужно в корне менять систему. Несколько нянечек физически не могут справиться с сотней больных детей. О каком обучении может идти речь?

А не нужна классическая школа. Хватит умения читать и писать, давать совет с простыми числами. Этих детей нужно учить купить что-то в магазине, воспользоваться транспортом. Элементарно – уметь подойти к человеку и попросить о помощи…

Все больше волонтеров едут в детские дома и проводят свое свободное время с детьми с особыми потребностями.

– Зайдешь ко лежачих деток? – спросил меня приятель.

Не пошла. Для первого раза хватило и тех, с кем познакомилась.

– Так хорошо было бы ходить в обычную школу, где много детей. И учиться с ними! – вздыхает 15-летний второклассник Дима.

Его одноклассник, 18-летний Саша, молча улыбается. Он вполне согласен с другом, но… Ребята радуются, что они – школьники. И очень ждут своего второго в жизни 1 сентября.

с. Залучье, Снятынский р-н., Ивано-Франковская обл.