На характер ландшафтной организации уличного пространства влияют три условия:
— транспорт — пересечения и развязки для нормализации движения, наличие грузового транспортного движения и интенсивность общего движения;
— планировка — длина и ширина улицы, её роль в общей системе коммуникаций города, направленность и застройка;
— природные условия — общее количество осадков, рельеф почвы.
Роль ландшафтного дизайна улицы увеличивается соответственно сокращению транспортного потока и улучшению оборудования пешеходной среды.
При реконструкции ландшафтного дизайна улицы сокращается свобода применения новизны в традиционном озеленении, поэтому используются такие приемы:
— включение имеющихся высоких деревьев близлежащих дворов в общую композицию пространства улицы;
— применение вертикального озеленения (по конструкциям) на фасадах зданий или подвесными «кашпо», что часто применяется в исторических местах английских и французских городов.
Природные ландшафты улиц города учитываются при устройстве различных композиций из газонов и цветов на склонах, разделяя транспортную и пешеходную зоны, а ещё используя природный камень для каскада альпийских горок.
Важной задачей ландшафтной организации улиц смешанного движения является снижение уровня транспортного шума. Весьма результативным решением становится выделение трамвайных полос по уличной оси, обсаженных с обеих сторон плотными рядами деревьев.
Эстетическая и функциональная эффективность ландшафтного дизайна подтверждена использованием нескольких пешеходных полос разного звукового комфорта и разного пейзажа вдоль зоны транспортного движения. Транспортные магистрали часто имеют по всей длине сопровождение пешеходными полосами — ближней и дальней. Ближняя полоса обладает большим разнообразием цветочных композиций. А вторая полоса имеет несколько рядов деревьев с целью многослойности разграничения.
Проектирование ландшафта продольной оси магистрали должно обеспечить разнообразие, чтобы снизить монотонность окружающих посадок при движении. Для этого принято чередовать пятиметровую величину с более длительными разрывами для боковых «окон», для добавления цветочных композиций, для поперечной смены профиля магистрали. С такой же закономерностью используются и групповые посадки с акцентами из дендрологических (силуэтных) элементов. Это привносит в продольный мотив улицы разнообразие вертикальности.
Итак, приемы расположения растительного материала вдоль магистрального движения транспорта включают:
— сооружение пассивного (нейтрального) ряда деревьев;
— активность силуэтного ряда;
— создание группового ритма высокой растительности;
— формирование контрастности из ряда деревьев (линии) и отдельных акцентных деревьев (точек).
Симметричность и асимметричность
Ландшафтная организация может зависеть от направленности улицы и иметь симметричный характер (ориентация «юг-север»)или же различаться каждой стороной («запад-восток»), поскольку северная часть нуждается в определенной инсоляции.
Значительно разнообразить продольное уличное пространство можно ландшафтным дизайном мест у остановок общественного транспорта, озеленив почву вокруг остановочных конструкций и применив горизонтальные и вертикальные приемы цветочного дизайна.
Подземные переходы и спуски
В мировой практике в настоящее время имеется множество вариантов озеленения заглубленных участков в черте города. Их можно превратить в разнообразие каскадов из подпорных стенок, несущих на себе яркую растительность и цветочное оформление вдоль пандусов. Ограждением пандусов от проезжей части может служить полусфера бетонная, украшенная зеленью. Ярусы из вьющихся кустарников вдоль спуска к метрополитену, террасный рельеф у входа в подземку скоростного трамвая подчеркивают необходимость применения новых решений в урбанистике подземного уровня.
Новое качество уличного пространства достигается реконструкцией ландшафта многофункциональных пешеходных зон путём:
— изменения земной поверхности;
— полного обновления «мебели» на улице;
— перемены подсветки в вечернее время и рекламных средств.
Пример такой градостроительной практики — «новый Старый Арбат» в Москве.
Зарубежная практика последних лет подчеркивает направление ландшафтного пешеходного дизайна на гуманизацию городского пространства. Проекты, реализованные в городах Германии, подчеркнули необходимость применения трансформирования отдельных участков пешеходных зон для торговли, пунктов питания, обслуживания путем различных средств разграничения пространства. Для решения таких задач прекрасно подходят разнообразные парковочные столбики.
Создание нейтрального ряда деревьев прекрасно сочетается в композиции с модульными формами декоративного озеленения — передвижными емкостями с растительностью. Это обеспечивает возможность изменения функций определенных участков. Ограждение для парковки, часто используемое в данном случае, разграничивает оживленные, транзитные зоны от более спокойных, примыкающих к учреждениям.