Художник Орест СКОП: «Образ казака Мамая способен объединить Украину»

Беспрецедентная акция: львовские художники подарили Днепродзержинске 20 своих картин!

Художник Орест СКОП: «Образ козака Мамая здатен об’єднати Україну»

Во время нынешнего фестиваля «Мамай-фест», который традиционно проходит в Днепродзержинске, свою экспозицию из двадцати работ «Казак Мамай» представил Клуб украинских художников из Львова. Беспрецедентным актом благотворительности можно назвать тот факт, что привезенную экспозицию львовские художники подарили будущему Музею изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Казак Мамай», который планируют открыть в Днепродзержинске. Организовал эту акцию и сформировал коллекцию живописных, графических и скульптурных работ, объединенных мамайською тематикой, заслуженный деятель искусств Украины, президент Клуба украинских художников Орест Скоп.

Художник Орест Скоп является одним из самых известных ценителей образа казака Мамая. Из-под кисти художника в свет вышло около 400 крупноформатных картин с изображением этого загадочного персонажа украинского фольклора. Господин Орест называет образ этого казака символическим, видит в нем всю Украину.

“Рисуя цикл работ “Мамай”, до определенного времени не підоз-рював, что в Днепродзержинске на протяжении шести лет проходит единый историко-культурологический фестиваль в Украине, посвященный казачеству всеукраинский «Мамай-фест», — рассказал “ВЗ” Орест Скоп. — Несколько лет назад организатор фестиваля, директор Днепродзержинского музея истории города Наталья Буланова пригласила меня на этот фестиваль с выставкой моих полотен, посвященных казаку Мамаю. С тех пор каждый год дарил Днепродзержинскому музею по одной своей картине. Но меня не покидала мысль, что этого мало. Организовал братство Мамаев, члены которого, а это мои друзья-художники, решили написать письмо мэру Днепродзержинска с просьбой создать в Днепродзержинске музей казака Мамая. Получили предварительное согласие от руководства города. Чтобы не заходить в будущий музей с пустыми руками, Клуб украинских художников города Львова решил сделать свой вклад в этот музей. В течение года художники работали над своими Мамаями, кто-то в направлении живописи, другие — графики, кто — то- скульптуры… К этой акции присоединились заслуженный художник Украины Петр Сыпняк, народный художник Украины, скульптор Василий Ярич, скульптор, профессор Львовского художественного колледжа им. И. Труша Ярослав Юзькив, член НСХУ, преподаватель Академии искусств Владимир Иванишин, члены НСХУ Иван Микитюк, Василий Федорук, Сергей Резниченко, Алексей Косатий, Дмитрий Парута, Роман Опалинський, Богдан Сорока, Ярослав Винничок, Андрей Василик, Иван Микитюк, Валерий Шаленко. Удалось создать 17 художественных работ, плюс я добавил свои картины. Подарили Днепродзержинске 20 работ. Во время нынешнего «Мамай-феста» торжественно подарили эти произведения Днепродзержинском музея истории города. Когда заработает музей Мамая, эти произведения перейдут туда”.

«Не знаю случаев в истории современного украинского искусства, когда бы художники дарили музею такое большое количество произведений, — сказала “ВЗ” Наталья Буланова. — Безмерно благодарны львовским художникам. Это произведения высокого художественного уровня. Приятно, что именно в Днепродзержинске Музей Мамая. Ведь наш город имеет казацкие корни. Благодаря образу казака Мамая днепродзержинцы могут представить образы первых здешних поселенцев. В свое время картина с изображением казака висела в каждой хижине жителя нашего края. Но впоследствии историческую память была стерта. Жители Днепродзержинска стремятся возвращаться к своим корням. Неоднократно поднимали вопрос, чтобы вернуть городу его древнее название Каменское. Стыдно жить в городе с названием Днепродзержинск, ведь она имеет плохую энергетику. Наш музей всячески пытается возвращаться к исторической памяти, поднимая не только страницы казачества, но и страшные страницы голодомора, о которых некоторые жители до сих пор боятся вспоминать”.

Орест Скоп вместе с Натальей Булановой начали проект, по которому студенты Львовского государственного колледжа декоративного и прикладного искусства им. И. Труша делают копии Мамаев, которые есть в разных музеях Украины, для будущего музея Мамая в Днепродзержинске.

Мамай — олицетворение истории Украины. Рядом с казаком всегда есть бандура, которая символизирует украинскую песню, дуб — как символ вечности, конь — полет, движение в вечность.