«Я б в рабочие пошел – пусть меня научат…»

Профессиональные лицеи стараются готовить только тех специалистов, которые нужны на рынке труда.

«Я б в робітники пішов – нехай мене навчать...»

С детских лет засели в памяти строки из стихотворения Владимира Маяковского “Кем быть?”. “Я б в рабочие пошел – пусть меня научат…”. Еще в 1928 году пролетарский поэт “пропиарил” в этой агитке с десяток рабочих профессий.

Советская власть всегда декларировала особое уважение к людям физического труда, к тем, кто в совершенстве владеет своим ремеслом. Помните, как в фильме “Москва слезам не верит” доктор технических наук противопоставлял бездарных ученых талантливому інструментальнику Гоши? Но, несмотря на это, родители и учителя в школе не раз пугали учеников: “Будешь плохо учиться – после 9-го класса пойдешь в ПТУ…”. И большинство выпускников школ все-таки шла в ПТУ или техникумы. Лишь 30 процентов поступали в высшие учебные заведения. А сейчас все наоборот… И через это теперь, как говорят, днем с огнем ищут хорошего токаря, сварщика, столяра, сантехника… После того, как начали приходить в упадок промышленность, массовое строительство, сфера быта, синхронно рушилась и система профтехобразования.

Один из немногих счастливых исключений – Перемышлянский профессиональный лицей. Он образован в 1966 году. И с тех пор никогда не имел проблем с выполнением государственного заказа, с набором учеников на все рабочие специальности. Это несмотря на то, что Перемышлянский район – депрессивный, один из беднейших в области. Этому учебному заведению всегда везло на руководителей. Игорь Нечипор принадлежит к тем людям, которые сами себя сделали. Бывший пэтэушник. В Дрогобыче закончил ПТУ номер 15, получил специальность фрезеровщика высшего разряда, проходил производственную практику на Харьковском тракторном заводе. Окончил “Львовскую политехнику”. 2005 года его, преподавателя, выбрали директором Перемышлянского профессионального лицея. При тайном голосовании двое его соперников набрали вместе три голоса, Игорь – остальное, 97…

Когда я зашел в кабинет директора, стал свидетелем странной, как на меня, телефонного разговора. Как потом выяснилось, Игорь Иванович разговаривал с районным казначейством. Просил проплатить 22 тысячи гривен на селитру и нитроаммофоску для подкормки озимых культур… Уникальность этого учебного заведения в частности в том, что чисто технический лицей имеет возможность бесплатно кормить всех своих учеников. В его структуре – солидный сельскохозяйственное подразделение. Почти 65 гектаров пахотной земли (и нет никакого незасіяного клочка). Собирают хорошие урожаи пшеницы, ячменя, овса, гречихи, картофеля, моркови… А еще 17 голов крупного рогатого скота, 9 свиноматок, две пасеки… Спрос на это учебное заведение можно объяснить, в частности, и социальной защитой обездоленных детей. Здесь обучаются 8 детей-инвалидов, 12 круглых сирот, 52 – из неполных семей. Если стипендия обычного ученика 275 гривен, то сироты – 850. Себестоимость дневного питания в этом лицее составляет 19 гривен. Поскольку на питание сирот государство выделяет 39 гривен, то сиротам перечисляют на карточку сэкономленные деньги – еще 600-700 гривен.

И еще одна странность. Это единственный в области профессиональный заведение, которое готовит пчеловодов. И не случайно. Оказывается, 155 лет назад Юлиан Любинецкий открыл в Перемышлянах первую в Европе школу пчеловодов. Третий год на эту специальность набирают 30 учащихся. Но специальность звучит необычно – столяр-пчеловод. Почему именно такое сочетание? Посмотрели, какие дети посещают кружок пчеловодов. Выяснили, что среди их родителей больше всего столяров по специальности. И теперь пчеловодов учат не только сладкой профессии, но и мастерить ульи. Лицей имеет две учебные пасеки на 30 пчелосемей. Благодаря тому, что пчелы опыляют растения, здесь получают самые высокие в районе урожаи гречихи. Во время эпидемий гриппа сравнительно немного учеников лицея болеют, потому что постоянно имеют к столу экологически чистый мед… Немало выпускников лицея удерживают свои пасеки и для своей семьи, и с коммерческой целью.

Диапазон рабочих профессий технического лицея достаточно широкий. Готовят маляров, штукатуров, электрогазосварщиков – водителей автомобиля, столяров, операторов компьютерного набора – учетчиков, поваров… Все выпускники находят место работы. Если не в Перемышлянском районе на Львовщине, в разных уголках мира – от Сургута до Москвы, Чехии и Польши… Которая бы не была в мире кризис, а люди строятся, питаются, одеваются… Примерно 10-15 процентов выпускников лицея получают высшее образование. Бывший директор лицея Евгений Савка, который отдал этому заведению 17 лет неутомимого труда, рассказывал, что двое его внуков, получив высшее образование, совсем не жалеют, что начинали с этого ПТУ и имеют еще и рабочие специальности. Это всегда кусок хлеба… больше всего желающих учиться на поваров. Три года подряд растет количество ребят, которые хотят получить эту специальность. Директор лицея придерживается мнения, что лучшие повара – мужчины. Эта специальность привлекательна еще и тем, что в летние месяцы они вместе с мастерами проходят производственную практику в Крыму, в Херсонской области. Производственная практика здесь организована так, что учащиеся выполняют реальную работу от заказчиков и зарабатывают дополнительные средства для лицея.

И ученики, и преподаватели живут чувством единой семьи. Дети имеют теплый уютный общежитие, занимаются в кружках художественной самодеятельности, спортивных секциях. Директор начинал свою педагогическую карьеру как преподаватель физкультуры и начальной военной подготовки. Имеет несколько спортивных разрядов. Начал соревнования между учащимися и преподавателями из игровых видов спорта. Некоторые учителя общеобразовательных школ недоумевают, как меняются их бывшие ученики, обучаясь в этом лицее. Тех, кого считали забитой, неудачниками, приобретают здесь уверенности в себе, становятся активными, обогащаются духовно… как-То Игорь Иванович спросил у своих подчиненных: “Как вы думаете – кто главный в лицее?”. Кто сказал, что директор… А директор возразил – ученик!

Мария КРАВЧЕНКО,dиконувач обязанностей начальника управления профессионально-технического образования главного управления образования и науки ЛОГА

Перемышлянский профессиональный лицей — один из лучших в нашей системе, которая насчитывает 54 учебные заведения. Ежегодно у нас обучается более 30 тысяч юношей и девушек, получающих 136 рабочих профессий и 19 специальностей по уровню “младший специалист”. 73 процента учеников получают две и более профессий, что повышает мобильность выпускников на рынке труда. В последние несколько лет мы почувствовали, что государство, испытывая острую кризис с рабочими кадрами, вернулась, как говорится, лицом к профессионально-технического образования. Конкурентоспособность современного рабочего зависит прежде всего от того, владеет он прогрессивными производственными технологиями, умеет выполнять работы с использованием новейших материалов, инструментов, оборудования. Решению этой задачи способствовали некоторые ведущие фирмы мира, которые создали у нас учебно-практические центры по отраслевым направлениям, в частности на базе Львовского высшего профессионального художественного училища, Львовского ВПУ дизайна и строительства, Львовского профессионального лицея пищевых технологий, Львовского ВПУ ресторанного сервиса и туризма. Благодаря Украинско-немецком модельном проекта и Фонда имени Эбергарда Шьока Львовское высшее художественное училище получило около 2 миллионов гривен на реконструкцию и обновление мастерских и кабинетов, что дает возможность готовить по европейским стандартам образования реставраторов декоративно-художественных покрасок. Мы упорно работаем над поиском и подготовкой мастеров производственного обучения металлообрабатывающего и строительного профилей, постоянно осуществляем мониторинг потребностей рынка труда.