Зарплаты часами прирастают… Только что ученик знает?

Не так просто внедрить систему оплаты учителей не по количественным, а по качественным показателям

Зарплати годинами приростають… Тільки що той учень знає?

«Мои часы отдали коллеге, и я теперь должен работать на полставки». Такие жалобы часто можно услышать в учительском коллективе. Педагоги хорошо знают, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, и не выносят сор на люди, чтобы не потерять своих пол (или даже четверть) ставки. Лишь однажды мне приходилось наблюдать открытый прудовый скандал. На разборки пригласили и родителей, и журналистов, и чиновников… Проблема «закипела», все чаще говорят о том, что нужно менять систему оплаты труда учителей. Только как менять?

Имеешь 18 уроков в неделю – имеешь ставку

В нашей стране учителям платят за количество отработанных часов. Полное педагогическую нагрузку — 18 часов в неделю. Кроме того, педагог получает доплаты за классное руководство (20-25 процентов от ставки) заведование мастерскими, проверку тетрадей. Плюс до 30 процентов доплачивают за педагогический стаж. Не запрещено у нас и совместительство. Педагог может иметь в школе не одну ставку… В таких условиях манипуляции множатся как бактерии…

«Директора могут по своему усмотрению решать, как платить учителям. Неугодному могут обрезать часа, а «своему» — добавить. Кому-то могут дописать часа факультативами, а кому — то-нет. Для кого-то откроют кружок, а кому-то закроют, — говорит председатель Конфедерации свободных профсоюзов Львовщины Андрей Соколов. — Система, которая сейчас существует, влечет злоупотребления со стороны директоров».

По мнению заведующего кабинета развития образования Львовского областного института последипломного педагогического образования Романа Пастушенко, такая система дискриминирует молодых учителей. Ведь как бы молодежь не «выкладывалась», все равно будет получать меньше, чем старшие коллеги. «Дедовщина» молодежь в школу не привлечь.

«Кроме того, оплата за уроки непосредственно не связана ни с результатами обучения учеников, ни с качеством проведенных уроков, — говорит Роман Пастушенко. — Считается, качество преподавания зависит от квалификации учителя. На уровень квалификации указывает педагогическая категория, которая присваивается педагогу на пять лет по результатам аттестации. Квалифицированность оценивает школьная аттестационная комиссия, которую, как правило, возглавляет директор школы». То есть если директор или кто-то из комиссии имеет на педагога зуб, прощайте категория и большая ставка…

Ученический результат – оценка. Учительский – зарплата?

Как и за что платят учителям за рубежом? «Во Франции учительская заработная плата зависит от количества отработанных часов и разряда. В неделю учитель должен отработать от 15 до 26 часов, за это платят основную зарплату, надбавки зависят от разряда», — пишет А. Шумилов на сайте planetashkol.ru. В Англии учитель должен быть «доступным» 195 дней в году, из них 190 должен преподавать. Частично учителям доплачивают за стаж. Учительская зарплата в США зависит и от квалификации, и от стажа. Хотя сейчас там все чаще начинают экспериментировать с системой оплаты по результатам работы. Другими словами: хорошие оценки — хорошая зарплата.

Впервые такую систему применили в 1861 году в Англии, правда, эксперимент не удался. В 1920 году английский опыт повторили Соединенные Штаты Америки. В Британии и сейчас ведутся дискуссии на эту тему. «Эффективный менеджмент должен помогать и вознаграждать сильнейших учителей, — пишет The Telegraph со ссылкой на правительственный комитет по вопросам образования. — Мы считаем, что нельзя дальше все равно платы учителям разного уровня».

В то же время Союз учителей Великобритании взбунтовалась. «Плата за результатом — это нонсенс, — говорит председатель национального союза учителей Крістні Бловер. — Дети — не жестянки с бобами, а школы — не заводы. Не попытаются учителя схитрить, не будут вместо комплексной работы “натаскивать” на конкретный выпускной тест?”. Виктор Леви в статье «Оплата по результату» описал эксперимент по установке такой системы в Израиле. Эксперимент удался: в школах (а для опыта выбирали неуспешные школы) учащиеся сдавали экзамены лучше, а учителя больше выкладывались на работе. «77 процентов учителей английского языка, участвовавших в выборке, сообщили, что во время проведения эксперимента они увеличили количество внеклассных занятий, — говорится в статье. — Более 80 процентов учителей математики также увеличили время на внеклассную работу с учениками». Американский профессор Пол Глеві также обнаружил, что учителя — участники экспериментов — больше занимаются с детьми. Вот только дополнительные занятия посвящены исключительно будущим выпускным тестам…

Работать не до последнего урока, а к концу дня?

Роман Пастушенко предлагает установить повременно-премиальную систему оплаты. Чтобы и время, затраченное на работу, учитывался, и качество труда. Премии, по мнению ученого, можно было бы привязать к успехам ученика, так называемой дополнительной образовательной стоимости. Эту стоимость должна мерить независимая институция.

Кроме того, предлагает ученый, нужно платить не за «отчитанные» часа, а за время, проведенное в школе. «Существенно меньше внутреннего совмещения должностей. Появилась бы определенная специализация, ведь одним педагогам лучше удается учебная работа, другим — воспитательная. Исчезла бы практика заключать расписание занятий так, чтобы до третьего дня были вычитаны все уроки, потому что учителя спешат домой. Учащиеся получили бы возможность спокойно поесть в столовой во время часового перерыва, принять участие во внеклассном мероприятии в перерыве между уроками, посещать школьный кружок или секцию не только вечером, но и утром, до уроков и тому подобное. И, что самое важное, дети были бы более ухоженными, находились бы в школе в безопасности до того времени, пока родители не вернутся с работы».

Пока же украинские учителя в большинстве своем вовсю спешат домой после последнего урока. И кто бросит камень в их огород? Все законно – часа все отчитанные…

Сколько зарабатывают учителя за границей?

В Германии – около 5000 евро.

Учитель музыки начальной школы в Португалии – 400 евро за 12,5 часа в неделю.

Учитель в США – 4000 долларов США.

В Испании – 1500 евро.

В Польше – 3360 злотых.

В Финляндии – 2500 евро.

В России – 17400 рублей.

В Китае – минимальная зарплата 590 долларов.