Жизнь в кредит, или добровольная неволя

Странные вещи творятся сегодня … Иногда создается впечатление, что важнейшими для нас услугами являются банковские.

По крайней мере такое видение на каждом шагу пытается навязать нам реклама. Со стен домов, столбов, остановок транспорта, ограждений, деревьев лезут нам на глаза банки, названий которых уже невозможно запомнить, и различные частные кредитные организации, которые растут, как грибы после дождя, и щелкают, как мыльные пузыри. Всюду — предоставление кредитов. Словно это какое-то наше обязательство или неизвестно какое благо, которое «добрые дяди» щедро раздают через свою бескорыстную любовь к человечеству.

То же и в средствах массовой информации. Большая часть рекламных площадей в газетах так и заманивает изображением толстой пачки банкнот, которая обещает решить все проблемы обывателя без особых усилий с его стороны. Подумаешь, дополнительно какие-то средства придется выбросить на ветер, зато получишь кредит здесь и сейчас — и будет тебе счастье …

Пользователи банковских услуг (например получатели зарплаты) часто могут убедиться, с каким напором работники их банка пытаются навязать им кредит. И объяснением «не хочу» здесь не отделаешься. Они потребуют подробных аргументов, почему вы пренебрегаете такой выгодным предложением. Сами же, как правило, прибегают к довольно примитивных путей убеждения, мотивируя это возможностью получать все и сразу, удовольствием приземленных желаний и прихотей или апеллируя к затертого стереотипа «Весь мир живет в кредит». На самом деле ничтожны аргументы для христиан. Кредиты по идее выгоден тем кто умеет управлять деньгами , тем кто умеет находить выгоду из кредита .

Такое модное сейчас слово «кредит» … Священное Писание и Отцы Церкви с присущей им открытостью называют явление, которое под ним кроется, иначе — Лихва. Сразу в воображении человека оно предстает без прикрас, как что-то плохое, и пелена хорошей иностранной этикетки с него спадает, открывая истинную суть.

Еще Святой Василий Великий в своих проповедях часто обличал этот грех, опираясь, конечно, на книги Ветхого и Нового Заветов. И в его времена, и сегодня Лихва была распространенным явлением. Вот только называлась другую. И, встречая решительное сопротивление со стороны Церкви, пряталась, а не рекламировалась на каждом столбе. Ростовщики, как и блудницы, не выставляли своего ремесла напоказ. Стеснялись.

2В христианском обществе давать деньги в рост или брать займы под процент считалось позорным. В эпоху Средневековья этим в Европе могли промышлять разве что евреи. И то только те, которые пренебрегали законом Моисея, и во время своего рассеяния между народами ставили себе целью выжить любой ценой, а их потомки и сегодня не брезгуют возглавлять кредитные союзы и ведущие банки..З тех времен и распространен стереотипный образ еврея, который наживается за чужой счет. Ведь на самом деле Ветхий Завет осуждал такую ​​деятельность.

В Ветхом Завете — множество мест, направленных против ростовщиков. К ним в своих аргументах часто удается Василий Великий, резко осуждая этот промысел. В книге святителя «Гомилия на псалмы», которая появилась в издательстве «Миссионер», находим подробный анализ 5 тихо 15 псалма. В общем, если брать этот псалом, то в нем говорится о том, «кто достоин стать перед Богом». Одна из черт, которая характеризует этого человека, привлекает внимание Василия Великого: «кто деньги свои не дает в рост» (Пс.15: 5). И именно этой проблеме посвящает всю свою Гомилия автор.

Священное Писание и Отцы Церкви никогда не устанавливали верным ограничений просто так. Божий закон запрещал бы вредные для человека вещи. От такого запрета выигрывала только она сама, если смиренно следовала ей. Все было очень просто, без хитрых уловок, которыми пользуются кредиторы, чтобы выполнить поставленную задачу и «подсадить» на кредитную иглу как можно больше клиентов.

Основная угроза от лихвы, то бишь кредитов, — наложение тяжелого ига на плечи налогоплательщика. Особенно это ощутимо сейчас, в наше время заметного обнищание населения и нестабильного курса валют. Заняв деньги в иностранной валюте по более низкому курсу, впоследствии нужно будет оплатить эту роскошь сумму неожиданно большую и не всегда посильную, ведь цена на валюту возросла. Это — финансовая сторона вопроса.

Рядом с ней существует и психологическая, на которой особенно акцентирует внимание Василий Великий в своей гомилия. Долг всегда угнетает, даже если сначала должник и наслаждается полученной в значительной суммой. «Должник, взяв на себя ответственность за проценты, которые при уплате трудно избавиться, принял так на себя добровольное рабство», — эти слова Василия Великого особенно остро звучат в сегодняшней зыбкой экономической ситуации.

Добровольно порабощен должник, когда приходит время платить кредит, «начинает чувствовать отвращение к жизни, ненавидеть те дни, сближаются до реченця, ужасается месяцев, как родителей тех процентов». «В то время ни ночи не приносят ему отдыха, ни дня — отрады, ни даже солнце не мила ему».

Зная человеческую природу и человеческие немощи, Василий Великий пытается опередить того, кто хочет подставить шею под долговое ярмо и уже нашел оправдание своему намерению. «Но большая конечность, оправдывается бедный, принудили меня и не было другого способа раздобыть деньги». Василий Великий ему объясняет: «ссуда на рост не приносит полного освобождения от хлопот, а лишь малую его проволоку … Если не возьмем деньги на проценты, все равно будем теперь и позже убогими. Однако, если возьмем их, то трудно будет нам дошкулюваты Лихва, потому что она усилит беду. Теперь никто не упрекает тебя, что ты бедный, потому что это беда недобровольное. Но если ты отвечаешь за проценты, то нет такого, кто не ругал бы тебя неосторожности ».

Тем, кто стягивает на себя кредитную неволю для немедленного ублажения собственному желанию, святитель открывает такую ​​простую истину: «Признак от детского ума — не приспосабливаться к материальному положение, в котором находимся, но руководствоваться неопределенными надеждами и подвергаться очевидную и неоспоримую вред». В этой сентенции — и констатация психологической закономерности и добра родительская совет, как обойти сети лукавого.

А нелепый принцип «Весь мир живет в кредит» Василий Великий метко сравнивает с болезнью: «Как те, что болеют холерой, выбрасывают из себя то, что недавно съели, и прежде чем они вовсе лишатся того из желудка, принимают во второй раз покриплення и и снова выбрасывают это среди болей и судороги, так подобно есть и с теми, заменяющие в рост лихвой. Очевидно, на короткое время хвастаются они чужим богатством, а потом грустят над потерей собственного ». Ибо, как пишет святитель, и в его времена хватало сповидних богачей, которые на самом деле ничего своего не было, а только умножали свои ссуды, не осознавая, в какую яму катятся.

Как и всякую болезнь, долговую неволю легче предупредить, чем лечить. Профилактические средства — простые. Их с большой любовью и мастерски заключенным оборотами подает Василий Великий. Он призывает осознать, что нищета сама по себе не является позором. Позор — потерять доброе имя и свободу, должен.

«Никто не лечит раны раной. Зло не оздоровляется злом, ни нищета НЕ предотвращается платой лихвы … Не наражайся на плач-сожаление в позднем жизни, и никогда не считай дней перед ссудой за счастливы ». «Пей воду из твоего водосбора» (Прип.5: 15), то есть, имей в виду собственные средства, в чужих источников не заходи. Наоборот, из собственных ручьев черпай для себя утешение в жизни. А тебе медные сосуды, одежды, упряжь, всякого рода оборудования? Продай это. Согласись избавиться от всего, кроме свободы ».